В ВКО выявлено 38 служб оказывающих поддержку семьям по различным направлениям. Большинство из них расположены в Усть-Каменогорске и г.Семее. Услуги для детей со сложными социальными потребностями, потребностями в защите детей и семьи имеют место и по результатам документирования в основном ориентированы на предоставление информации, психологическую помощь, социальную интеграцию и адаптацию, консультационные услуги, абилитацию и реабилитацию, менее ориентированы на вмешательство в кризисных ситуациях, социальную и юридическую помощь, финансовую поддержку.
Наш центр ориентирован на услуги для детей в семьях в сложной жизненной ситуацией, семей, в которых родители в силу тех или иных причин не занимаются воспитанием ребенка, а также работает с проблемами скрытого сиротства. В последнее время именно этот вид вызывает наибольшую тревогу, т.к. согласно статистике количество детей, страдающих от искажения родительского поведения, с каждым годом становится все больше.
Для создания системы сопровождения таких семей и охвата всех направлений деятельности в центре работают 15 педагогических работников из имеющихся 26.5 ставок (АУП, вспомогательный персонал, операторы). Они же осуществляют патронаж семей и они же оказывают им различные виды помощи.
В целом, наряду с профилактической деятельностью по укреплению и становлению семьи, обучению преодолевать кризисные ситуации, 1/5 часть времени выделяется на работу с неблагополучными семьями и их сопровождение, еще около 20% уходит на проведение сопутсвующей профилактической групповой и индивидуальной работы. Например, на программу «Школа приемных родителей», для желающих взять ребенка в семью.
За время существования Центра (с 2008 года) в Центре получили помощь и поддержку 144 семьи, т.е. около 30 семей в год.
При оценке финансирования мы можем увидеть, что в целом затраты на эту работу в разрезе по годам составляют от 3 до 4 миллионов в год или 100 тысяч в год и около 8000 в месяц в расчете на 1 семью.
Таблица расчетов финансирования по годам
Расходы, тенге в год
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
Общая смета ЦПСД (1/5 общего бюджета)
|
3 068 400
|
3300 000
|
3 548 400
|
3 733 400
|
на случай в год (на основе количества случаев)
|
80 747
|
89 189
|
161 291
|
207 411
|
на закрытый случай (ежегодно в зависимости от количества случаев)
|
255 700
|
183 333
|
272 954
|
373 340
|
на успешно закрытый случай (ежегодно на основе количества случаев)
|
383 550
|
235 714
|
394 267
|
414 822
|
69% из этих семей закрываются с положительным результатом, т.е. дети из этих семей перестают бродяжничать, совершать правонарушения, получают навыки конструктивного выхода из трудной жизненной ситуации, а семьи сохраняют свою целостность.
Еще 20% - закрываются по другим причинам: в связи с переездом, смертью, отказом от услуг и т.д.
Остальные 11% - остаются с отрицательным результатом. Это преимущественно семьи, незаинтересованные в изменении своей жизни, инфантильные, с низким уровнем ответственности за свою жизнь и жизнь своих детей, формально подходящие к исполнению рекомендаций служб.
Таблица мониторинга и результативности
деятельности Центра по сопровождению семей
|
|
2008-9
|
2009-10
|
2010-11
|
2011-12
|
2012-13
|
2013-14
|
2014-15
|
2015-16
|
Total
|
1
|
Семьи
|
32
|
76
|
51
|
38
|
37
|
22
|
18
|
12
|
|
2
|
Дети в семьях
|
41
|
102
|
72
|
50
|
39
|
|
24
|
-
|
|
3
|
Закрытые случаи:
|
5
|
42
|
34
|
12
|
18
|
13
|
10
|
-
|
134
|
4
|
С положительными результатами
|
2
|
24
|
26
|
8
|
14
|
9
|
9
|
-
|
92
|
5
|
С негативными результатами
|
0
|
3
|
3
|
2
|
2
|
4
|
1
|
-
|
15
|
6
|
По другим причинам (родители уезжают или другие причины)
|
3
|
15
|
5
|
2
|
2
|
0
|
0
|
-
|
27
|
7
|
Работа продолжается в конце года
|
27
|
34
|
17
|
26
|
19
|
9
|
8
|
-
|
|
8
|
Показатель закрытия случаев с положительными результатами
|
40%
|
57%
|
76%
|
67%
|
78%
|
69%
|
90%
|
-
|
69%
|
9
|
Показатель закрытия случаев по другим причинам
|
60%
|
36%
|
15%
|
17%
|
11%
|
0%
|
0%
|
-
|
20%
|
Еще одной проблемой, возникающей у социальных работников (особенно сферы образования) на этапе направления семьи для сопровождения (КЗПН, органов опеки и попечительства, ювенальный суд и т.д.) является нехватка полномочий для направления в лечебные учреждения, оказания психиатрической и другой специализированной помощи, трудоустройства и т.д. Т.е. социальные педагоги действуют на общих основаниях, как обычные граждане, а их функции превращаются в координацию и перенаправление.
Реализация алгоритма сопровождения н а этапе оценки потребностей, составления плана, определения сроков сопровождения и получения смежных услуг возникают трудности с финансовой поддержкой семьи, в построении быстрого и эффективного межведомственного сотрудничества с государственным сектором, обеспечении достаточных человеческих и административных ресурсов (наращивание потенциала), таких как транспорт, офисные помещения и коммуникации для развития служб поддержки семьи.
Положительным моментом как раз являются маршруты индивидуального сопровождения семьи и детей в трудной жизненной ситуации.
На этапах промежуточной оценки, анализа случая, контроля и мониторинга, в том числе и внешнего, много вопросов возникает с определением эффективности оказанной помощи. Отсутствие стандартов создает препятствия в качественной оценке результатов сопровождения, с другой стороны позволяет расширять спектр методов работы с учетом потребностей семьи и не ограничивать перечень услуг.
Несмотря на то, что в Казахстане заложили правовые нормы в законы РК: «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О браке и семье», «О государственном социальном заказе», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и других нормативных актах, этого недостаточно для того, чтобы проводить мониторинг и оценку, определить перспективные «работающие» практики поддержки семьи с целью их доработки и тиражирования. Многие вопросы требуют дальнейшего качественного рассмотрения. Например, прохождение «Школы приемных родителей» для усыновления и опеки.
В завершении хочется отметить, что опыт Центра показывает наличие достижений в разработке оценки потребностей, инструментов сопровождения, построении процесса сопровождения семьи, отбора содержания и методов контроля, которые можно использовать при открытии других подобных центров и проработки вопросов социального сиротства.
Однако, для повышения результативности работы в сфере профилактики социального сиротства как фактора снижения рисков распада семей и развития служб поддержки семьи требуется решение вопросов, обозначенных выше.
В этой связи предлагаем следующее:
- Внести изменения в Постановление Правительства РК от 30.01. 2008 года № 77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц», в части типовых штатов для Центров, оказывающих социально-психологические услуги. Предусмотреть возможность корректировки Типовых штатов с учетом потребности регионов.
- Издать Положение о Центре, в котором прописать их функции, критерии и индикаторы оценки деятельности, определить границы деятельности, ведомственную принадлежность, требования к помещениям (по наличию кабинетов, транспорта для услуг) и т.д.
- Разработать и утвердить стандарты оказания социально-психологических услуг семьям и детям с учетом специфики деятельности.
- Внести изменения в базу НОБД в части определения типа организации для таких центров, с учетом отсутствия постоянного контингента. Пока мы относимся к организациям дополнительного образования.
Скрытое сиротство - устранение и неучастие в выполнении своих обязанностей по отношению к детям (искажение родительского поведения) из-за резкого ухудшения материального положения семьи, падения ее нравственных устоев, изменения отношения к детям)
|