Проявление этой формы насилия не столь заметно, как например, проявление физического или морального насилия; экономическое насилие не подпадает под определение правонарушений, и тем самым становится еще более коварным и опасным.
Так в чем же проявляется экономическое насилие в быту? И чем чревато использование элементов экономического насилия в семье?
Рассмотрим несколько жизненных примеров: довольно часто в жизни родителей школьников встречаются ситуации, когда ребёнок, вполне способный к учебной деятельности, не хочет учиться…. Вроде перепробовали все варианты кнута и пряника, а желания учиться как не было, так и нет. И тут возникает идея: а может быть платить за каждую пятерку, а за каждую двойку и тройку – взимать денежные штрафы? Задумано – сделано. И результат не заставляет себя долго ждать: ребёнок стал чаще домой пятерки приносить, за двойки и тройки конечно приходится расплачиваться, но эффект налицо! Система заработала!
Что же тут плохого и где здесь может скрываться экономическое насилие? Как и любой другой вид насилия, экономическое насилие формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными, а нередко даже опасными для общества.
Данный пример экономического насилия, на первый взгляд, абсолютно безобидного, способен в ближайшем будущем трансформировать незаурядную личность ребёнка в хладнокровную расчетливую личность потребителя, для которого родители становятся исключительно инструментом для удовлетворения его материальных потребностей. Привыкнув учиться (а может даже выполнять и домашние обязанности) только за определенную плату, творческие наклонности ребёнка, его душевные, моральные и нравственные качества преобразуются в иждивенческие, зависимые только от расчета. Желания и мотивы ребёнка также будут напрямую зависеть от суммы, предложенной за их реализацию. А может случиться и так, что ребёнок или подросток совсем перестанет что-то хотеть, или не будет знать, что он хочет, а ведущее место в его шкале ценностей займут деньги….
Сразу возникает вопрос: а как же тогда поощрять ребёнка? Поощрять ребёнка нужно, но, желательно, за результат, определённый итог.
Например, можно договориться с ребёнком, что, если он закончит четверть без троек, получит, допустим, велосипед. И свое – родительское условие очень важно выполнить по определению итога: ребёнок закончил четверть хорошо – ОБЯЗАТЕЛЬНО должен получить обещанный велосипед, закончил четверть с тройками – придется подождать с велосипедом ....
К вопросу финансирования ребёнка на его личные нужды, лучше подходить системно: давать определенную, разумную по договоренности сумму – либо раз в неделю, либо один или два раза в месяц. Получая, таким образом, однократный доход, ребёнок будет учиться правильно относиться к деньгам: рассчитывать и распределять их в соответствии со своими желаниями.
Встречаются и противоположные ситуации - это отказ в содержании ребёнка в доступе к средствам, необходимым для удовлетворения его жизненно значимых нужд: покупка продуктов, одежды, игрушек без учета потребности детей - в результате дети могут не получать необходимое для их возраста обеспечение к существованию, что может оказать свое негативное влияние и на физическое, и на психическое развитие ребёнка.
Другой пример: отношения между родителями зашли в тупик и, единственный выход – это развод. В таком случае, ребёнок нередко становится средством экономического торга при разводе – стремление одного или обоих родителей вовлечь ребёнка в супружеский конфликт, запрет на общение ребёнка с одним из родителей, настрой ребёнка против одного из родителей, привлечение его как союзника против другого родителя, нежелание одного из родителей учитывать интересы ребёнка в общении с другим родителем.
При таком формате развития событий ребёнок становится замкнутым и напряженным, или тревожным и плаксивым, или наоборот, агрессивным и раздражительным. Дестабилизируется самооценка, портятся отношения с внешним окружением, меняется отношение к учебе. Кроме того, находясь в водовороте родительских конфликтов, он воспринимает поведение родителей, как приемлемый вариант для разрешения подобных ситуаций уже в своей – взрослой жизни.
Таким образом, проявлением экономического насилия над ребёнком принято считать, если:
- поведение ребенка контролируется с помощью денег;
- взрослыми растрачиваются семейные деньги без учета потребностей ребёнка;
- ребенок используется как средство экономического торга при разводе.
По законам психологии, модель поведения, усвоенная нами в детстве, в последующем, воспроизводится нами в других социальных институтах: школе, армии, рабочем месте, семье и государстве в целом.
Взрослым необходимо помнить об этом и приложить максимальное количество усилий для того, что бы дети, которые рядом с нами, чувствовали себя защищенными, счастливыми и благополучными. |