Понедельник
29.04.2024
23:23
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ӨСКЕМЕН ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ
"ОТБАСЫН ЖӘНЕ БАЛАЛЫҚТЫ ҚОЛДАУ ОРТАЛЫҒЫ” КМҚК
КГКП «ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА»
АКИМАТА ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [43]

Прогноз погоды

Главная » Статьи » Мои статьи

Статья в сборник Международной научно-практической конференции

В условиях внедрения Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2015 годы, где основной целью является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан,  устойчивого роста экономики путем обеспечения доступности качественного образования для всех, - модернизация образования становится неизбежной [1; 3]. Для этого государством и исполнительной властью разрабатываются новые механизмы финансирования образования, совершенствуются программы подготовки педагогов, изменяется система управления и само содержание образования и т.д. [1;7], [2;7]. Это выражается в изменениях  касающихся аттестации и повышении квалификации, внедрении автоматизации учебного процесса, расширении сети школ и дошкольных учреждений, изменении условий оплаты труда. Все это ставит перед нами сложные задачи, при решении которых психологические службы  имеют особое значение.

В городе Усть-Каменогорске психологическая служба учреждений образования функционирует с 1992 года.  В этом же году был создан первый Городской психологический центр, который был призван обеспечить становление психологических служб в школах города. В результате если в 1992 году в школах работало 13 педагогов–психологов, на начало 1996-1997 учебного года их уже было 42. В настоящее время только в школах города Усть-Каменогорска осуществляют психолого-педагогическую деятельность 84 педагога-психолога.

Психологи заняли достойное место в системе обучения и воспитания подрастающего поколения: на них  возложена ответственность за жизнь,  психическое здоровье и развитие личности учащихся,  обязанности по профессиональному самосовершенствованию педагогов, повышению психологической грамотности родителей [3; 4]. Особенно востребована деятельность психолога по обеспечению социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, лиц, совершивших правонарушения и преступления, семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подвергшихся насилию, совершивших попытки суицида и т.д.

Несмотря на это система регулирования труда психологов до сих пор не имеет под собой оснований: нормативно-правовые документы отсутствуют, в реестрах должностей специальность путается, практические нормы работ не установлены, аккредитация деятельности психологов не осуществляется, а аттестация проводится только в образовании. Ни в одной из государственных сфер (медицинская, образовательная, ювенальная, судебная и т.д.) не созданы достаточные условия для укрепления статуса психологических служб, а действующие в этих сферах нормативные документы выявляют множество противоречий. [5;12] Это создает дополнительные препятствия в оценке труда психолога и т.д.

Объективно сложившиеся быстрые темпы меняющейся действительности предъявляют высокие требования к кандидатурам психологов, побуждают к профессиональному росту, повышается конкурентоспособность на рынке труда. Именно это и объясняет   открытие достаточного психологических центров, оказывающих услуги по повышению профессионального мастерства, проработке личностных и семейных проблем, организации помощи в воспитании, образовании несовершеннолетних и т.д., где психологи могут реализовать свой потенциал без ограничивающих условий с мотивированными условиями труда.

Современные требования особенно актуальны в условиях быстро развивающейся образовательной среды, динамичных реформ в системе образования, но также приносят объективные сложности. Обратимся к статистике на примере сферы образования, поскольку наибольшее количество психологов осуществляет свою деятельность в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и системе ТиПО. Так, в учреждениях образования наблюдается большая «текучесть» кадров: ежегодно состав педагогов-психологов города обновляется на 30-50 %. Начинающие специалисты, столкнувшись с высокими требованиями, стараются сменить сферу деятельности, находя другие возможности для собственной самореализации. Более опытные психологи, отработав 5 и более лет, и столкнувшись, с одной стороны, с  «разбросанностью» функций психолога, с другой, - с существующими ограничениями в реализации коррекционных, развивающих программ на практике, не находят удовлетворения в результатах и процессе своего труда.

Выстраивая собственную профессиональную деятельность в системе образования каждый психолог сталкивается с низкой ответственностью родителей, педагогов, самих учащихся, а изменение тенденции мотивирования обращений к психологу как за способом наказания, а не поддержки и  помощью,  вынуждает психологов либо искать другие варианты развития, либо изменять сферы деятельности.

У тех же кто остается работать в современных условиях повышается потребность решать сложные психологические задачи другим путем: через поиск новых форм, методов работы, освоение технологий, направленных на удовлетворение потребностей клиентов и получения удовлетворенности результатами труда как самого психолога, так и руководства учреждения.  

Поэтому оптимизация стала одним из основных стабилизирующих факторов, направленных на укрепление статуса психологических служб, повышение их профессионализма, мотивации и востребованности в различных сферах жизни.

Под оптимизацией мы понимаем «нахождение наилучшего (из множества возможных) варианта решения задачи при заданных требованиях, ограничениях» [12], а также  «процесс выбора наилучшего варианта из возможных, приведение системы в наилучшее (оптимальное) состояние». [7]

Обратимся к организации, содержанию и руководству деятельности психолога с учетом оптимизации.

Итак, организация деятельности психолога в настоящее время требует высокой гибкости, мобильности, включенности в процесс, а также таких личностных качеств как коммуникативность, активность, организованность и других субъектных качеств.

Для продуктивности организации своей деятельности психологу необходимо оборудовать кабинет и обеспечить условия для работы. Это достаточно актуальная проблема: в школах и дошкольных учреждениях города Усть-Каменогорска только около 40% психологов обеспечены отдельными кабинетами, остальные  размещаются в совмещенных кабинетах, что не позволяет результативно использовать свое рабочее время. К решению данного вопроса подключалась методическая служба отдела образования, однако решение данного вопроса остается в руках руководителя образовательного учреждения, а психолог должен уметь донести необходимость и важность наличия кабинета. В это ему также необходимы умения аргументировано доносить информацию, убеждать, нести ответственность за результаты труда и  показать себя как профессионала.

Наличие компьютера позволяет быстро и без особых затрат обработать данные диагностики, описать результаты, подготовить и демонстрировать презентации, видеофильмы для наибольшего наполнения профилактической деятельности современным содержанием. Нет необходимости тратить время на походы в библиотеки, поскольку  каждый из нас имеет возможность найти имеющийся материал в интернет-пространстве, модернизируя и выстраивая его в соответствии с целями и задачами своей профессиональной деятельности.

Основной функцией организации труда также является эффективное распределение времени, умение выделять главное, находить приоритеты в работе. В этой связи для оптимизации процесса деятельности психологов учреждений  образовании города Усть-Каменогорска методической службой сделано достаточно много:

С учетом действующих до 2015 года Правил деятельности психологических служб в организациях образования разработаны и утверждены Методические рекомендации об организации деятельности психологических служб, в которых регламентирован график работы, распределение нагрузки, оборудование кабинета и т.д. С целью экономии затрат на разработку единой документации утвержден перечень обязательной документации, разработаны формы их ведения с учетом оптимизации временных затрат на их заполнение.

Оптимизирован и процесс повышения профессионального мастерства и подготовки молодых специалистов – такие формы как Школа начинающего психолога, Дистанционный форум, Консультативный клуб и другие позволили оказывать поддержку молодым специалистам и способствовали их закреплению в образовательном учреждении.

Дополнительно стимулирует и отработанная система профессиональных конкурсов, научно-практических конференций, форумов. Здоровую конкуренцию составляют психологические центры и сообщества, которые в последнее время стали площадкой для развития психологических служб, проработки их личностных качеств, мотиватором профессионального роста и совершенствования навыков практической деятельности.

В связи с преобладанием диагностического направления и с целью высвобождения времени на групповую профилактическую, коррекционно-развивающую и тренинговую работу внедрена электронная диагностическая система для учащихся и педагогов, которая также оптимизирует  деятельность специалиста.

Несмотря на проведенную работу коррекционно-развивающая деятельность и наполнение ее содержанием в соответствии с целями и задачами и в настоящее время вызывает обеспокоенность. Предлагаемые рекомендации по написанию анализа и плана, сборники методических рекомендаций, материалов занятий, видео и презентаций для использования в практической деятельности становятся хорошим подспорьем в практической деятельности, но их потенциал не всегда используется.

В современных условиях психологу предоставлено достаточно вариантов для выбора форм методов и содержания работы с различными субъектами, получающими услуги. Городская и областная и республиканская  образовательная среда    наполнена вузами, психологическими центрами, школами осуществляющими подготовку и переподготовку кадров.

Однако  при имеющихся внешних ресурсах только около 7% психологов ежегодно проходят дополнительное обучение в Школе практической психологии, посещают семинары по освоению психологических технологий.

Недостаточная заинтересованность  большинства специалистов  в повышении результативности своего труда и низкий доход создают препятствия для прохождения дополнительного платного обучения. Между тем недостаток владения психологическими технологиями также не позволяет эффективно вести клиента и достигать желаемых результатов в  индивидуальной работе.

В толковом словаре Ожегова о понятии «оптимизация» также  говорится как о наилучшем варианте   системы управления.[13] Поэтому  поднимаемые выше вопросы о квалификации кадров, улучшения содержания и процесса организации труда психологов, должны напрямую выходить и на систему управления, поскольку руководить процессом и содержанием деятельности психолога, а тем более оптимизировать систему деятельности может компетентный в  этом вопросе человек. Поэтому расширение технологий управления, совершенствование менеджмента, в том числе через внедрение принципов корпоративного управления, усиление государственной поддержки и стимулирование труда работников – становится еще одним приоритетом.

В целом необходимо отметить, что в любой сфере деятельности существует множество различных противоречий, сложных задач, которые должны побуждать нас искать новые решения, использовать оптимальные подходы,  стимулировать собственное развитие и оптимизация позволяет сделать это с наименьшими затратами и получая наибольший результат в ближайшем будущем. Однако каждый психолог должен сам для себя определить необходимость и способ оптимизации с учетом собственных мотивов профессионального развития. А стремление каждого быть профессионалом в своей сфере позволит нам не только повысить статус психологических служб, но и качество жизни самого себя и общества в целом. Таким образом, решая собственные вопросы, мы решаем стратегические задачи функционирования психологических служб в будущем.

Список литературы:

1.       Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Республики Казахстан от 7.12. 2010 года № 1118

2.       Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы. Приложение к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 15.12.2014 г.№ 520

3.       Постановление акимата Восточно-Казахстанской области «Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области» от 1.04.20015 г № 81

  1. Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Правил проведения и условий аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также Правил проведения и условий аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» от 7.08.2013 года № 323.
  2. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц»  от 13.07.2009 года № 338 (с изменениями и дополнениями)
  3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
  4. Большой Энциклопедический словарь. – 2000г. – http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/9168

8.       Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 2001. — 88 с.

9.       Самоукина Н.В.  Практический психолог в школе. Лекции, консультирование, тренинги.- М.: Психотерапия, 2008.- 272 с.

10.  Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг.- М.: Феникс, 2002.- 197 с.

11.  Серебрякова  К.А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога. – М.: Academia, 2010. -288 с.

12. Современная энциклопедия. – 2000г. http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/9168

13. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 1992 г http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/9168

 

Категория: Мои статьи | Добавил: lenok (06.01.2016)
Просмотров: 256 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Мини-чат
300

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz