"Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги"
А.С.Макаренко
На сегодняшний день проблема успешной социализации детей, которые будут готовы эффективно взаимодействовать с обществом на основе общечеловеческих ценностей, высоких моральных принципах, нравственных образцов поведения, стоит весьма остро. Институт семьи, как базовая основа, в которой с момента появления ребенка на свет закладывается фундамент его социализации, претерпевает кризисный период, ярко выражающийся в обесценивании семейных ценностей. Прежние устои жизнедеятельности семьи безвозвратно устарели, а новые негласные правила и законы не сформировались. Низкий воспитательный потенциал родителей, которые недооценивают ответственность, априори возлагаемая на отца и мать с момента появления малыша на свет, не только не способствует социализации будущего полноценного члена общества, но и искажает этот наиважнейший процесс становления гражданина и человека. Ведь ребенок, не способный критически воспринимать окружающую действительность, безусловно усваивает образцы поведения своих родителей, аккумулирует в себе знания социальных норм, психологических установок, которые изо дня в день демонстрируют ему взрослые в стенах своего дома. По данным статистики в каждой четвертой казахстанской семье проявляются различные формы насилия [6], преимущественно физическая агрессия, исходящая чаще от главы семейства в адрес детей и супруги. Казахстан по прежнему занимает лидирующие позиции в мире по количеству суицидов [7] и возрастная граница суицидентов стремительно снижается. На 2015 год в Казахстане насчитывается более 32 тысяч детей-сирот, причём 80% из них имеют родителей и родственников, которые не могут их воспитывать.[2] Наиболее распространёнными причинами данного проявления социального сиротства называются:
- Стремление родителей уйти от реальности в наркомир, алкоголизм, бродяжничество.
- Ранние браки, не имеющие экономической обеспеченности, заканчивающиеся разводами.
- Рождение детей вне брака.
- Дети-отказники, подкидыши.
- Лишение родительских прав вследствие ненадлежащего ухода за ребенком или невыполнение своих родительских обязанностей.
- Снижение шкалы социальных потребностей молодых людей, падение нравственных устоев, безответственность за последствия временных связей, рождение детей [1]
Часть ответственности за решение столь ярко выраженных социально негативных проявлений возложена на организации, оказывающие социальные услуги. Одним из таких учреждений в городе Усть-Каменогорске с 2008 года является «Центр поддержки семьи и детства», призванный оказывать бесплатную социально-психологическую и юридическую помощь семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Так, одной из основных функций Центра является профилактика социального сиротства. Поэтому в центре идет постоянная работа по индивидуальному и групповому сопровождению семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что способствует формированию позитивного мышления, направленного на развитие и укрепление жизненных ценностей и приоритетов. В целях предотвращения социальной ситуации, провоцирующей суицидальное поведение подростков и других асоциальных явлений, на базе Центра ведется патронаж 12 семей. С ними проведено 238 психолого-педагогических и юридических консультаций, тренингов, занятий. Работает общественная приемная для населения на базе городских библиотек, куда только за период с сентября по ноябрь 2015 года поступило 52 обращения.[5]
Конечно, лечить болезнь, гораздо сложнее, чем предупредить её, но сотрудниками центра ведётся кропотливая работа по «излечению» родителей, посредством целенаправленного вовлечение в программы «Школа для родителей» по повышению грамотности родителей в вопросах воспитания, «Школа приемных родителей» для желающих усыновить ребенка, «Психологические гостиные для родителей» по вопросам воспитания, «Уроки родительской любви» для семей с низким воспитательным потенциалом. Достаточно сложно преодолеть барьер, установленный родителями, которые убеждены в том, что повышение уровня своей психологической компетентности, педагогической культуры не является необходимым условием улучшения детско-родительских отношений и создание оптимальных условий успешной социализации детей. Таким родителям нужны понятные примеры важности единства взглядов, равного участия отца и матери в воспитании. Во время общения создаются условия для осознания причин семейного неблагополучия, характера воспитательных ошибок, но без оценочных суждений и прямых обвинений родителей в их некомпетентности.
«Исцеление» душевных ран детей осуществляется на основе демонстрации сотрудниками центра диаметрально противоположных отношений от тех, которые ребята встречают в своих семьях, основанные на уважении, внимании, заботе и просто человеческом общении через 6 программ в поддержку детства: «Центр детских инициатив «Идея», «Выбор есть всегда» для детей из неблагополучных семей, «Формирование законопослушного гражданина» для детей «группы риска» и «трудных» учащихся, «Будущее начинается сегодня» по профилактике ранней беременности и преступлений против половой неприкосновенности, «Каникулы», «Бюро трудоустройства». Общий охват программами в 2015 году составил 594 занятия для 11998 школьников и родителей.[5]
Работа с детьми выстраивается с чётким приоритетным направлением, заключающимся в том, что ребята должны иметь ясное осознание того, что есть люди, которым они не безразличны, что происходящее с ними, не является нормой и, конечно, создание для ребят комфортных условий для формирования доверительных отношений, чтобы им хотелось приходить или принимать участие в тренингах, практических занятиях психологов центра. Немаловажным моментом становится и развитие в детях диалогичности сознания, то есть пробуждение в нём саморефлексивной деятельности, способности оценивать свои поступки, критически воспринимать поведение других людей. В случае если ребенок начинает осуществлять такую аналитическую деятельность, то непроизвольно запускаются механизмы самовоспитания, саморазвития, другими словами - работы над своей личностью. Данная деятельность индивида заставляет его разрушать, сформированные им же стереотипы характеристик тех или иных социальных ролей, и как следствие ребенок перестаёт слепо подражать стилям поведения своих родителей, демонстрирующих социально неблагоприятные тенденции во взаимодействии с обществом.
Конечно, нужно признать и тот факт, что за годы работы центра положительная динамика самообращения родителей и детей за психологической или социальной помощью является не столько ярко выраженной. В обществе лишь начинает зарождаться культура обращений в социальные службы для получения помощи в решении возникающих проблем с воспитанием детей. И всё же широкая пропаганда разнообразных социальных услуг, оказание высококвалифицированной помощи, информационные потоки о данных организациях в СМИ, создание положительного имиджа социальных служб позволит людям преодолеть внутреннее сопротивление и спокойно обращаться за психологической и другого рода помощью, лежащую в поле компетенций центра поддержки семьи и детства.
Список использованной литературы и адреса Интернет-сайтов:
- Выступление депутата Мажелиса Парламента РК, члена комитета по социально-культурному развитию Петуховой Н.М.
- Данные Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК - http://liter.kz/
- Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М., 2003.
- Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003.
- Справка на Совет ГорОО «О совместной работе Центра поддержки семьи и детства и других организаций образования, направленной на профилактику суицидальных проявлений в подростковой среде» - Куземко Л.П. (директор КГКП «Центра поддержки семьи и детства»)
- http://erazamat.ucoz.kz/
- http://online.zakon.kz/
|