Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Так как Семья - это система закрытая и ситуация которая в действительности происходит внутри семьи зачастую неизвестна поэтому выявить факт насилия в семье очень сложно. В результате проникновения насилия в жизнь семьи разрушается её нравственность, происходит ослабление гуманизма семейного воспитания. Здесь берут свои корни детская безнадзорность и беспризорность, вовлечение в проституцию и преступную деятельность.
Эмоционально-психологическое насилие – выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Это словесные оскорбления, постоянная критика мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы, шантаж, угрозы уйти и забрать с собой детей, угрозы насилия по отношению к себе, жертве или детям; совершение насилия в отношении детей, родителей, домашних животных или разрушение предметов собственности, контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров, проявление ревности в крайней степени, преследование, обвинение партнера во всех проблемах, прерывание сна, процесса еды, и т.д. Сюда же относится принуждение сменить вероисповедание, мировоззрение, отступить от жизненных принципов и ценностей.
Психологическое насилие также является наиболее распространенным и присутствует практически во всех случаях насилия в семье. Повторяющееся насилие ведет к значительным психологическим страданиям, посттравматическому стрессу, депрессии, непреходящему чувству страха, а иногда и к более серьезным последствиям, - например, к попыткам самоубийства
Признаки насилия:
Специалисты выделяют ряд признаков, по которым можно определить детей, которые подвергаются насилию или являются свидетелями домашнего насилия, они могут вести себя следующим образом:
- отказываются ходить в школу, так как опасаются, что кто-нибудь может узнать о семейной ситуации насилия;
- проявляют заботу о других больше, чем о себе самом;
- могут быть чрезмерно агрессивными или наоборот слишком пассивными;
- на любые реплики в их адрес, реагируют обзываниями, издевательскими фразами, стараются нападать;
- ведут себя таким образом, чтобы привлечь внимание к себе;
- намеренно причиняют боль другим детям или животным;
- употребляют алкоголь, наркотики или дурманящие вещества;
- говорят о самоубийстве;
- имеют необычные сексуальные познания;
- имеют проблем с аппетитом.
На физическом уровне результатом того, что дети, подвергаются насилию или являются свидетелями домашнего насилия, является:
- частые жалобы на головные боли, боли в желудке, приступы удушья (астма);
- чувствуют себя всегда усталыми, вялым;
- часто болеют простудой, гриппом;
- не заботятся о личной гигиене;
- временами не реагируют на физическую боль;
- имеют вредные привычки: (сосут пальцы, накручивают волосы на пальцы).
Детям, живущим в ситуации домашнего насилия или являющимся свидетелями такой ситуации, сложно:
- поддерживать отношения с друзьями и одноклассниками;
- доверять другим;
- разрешать конфликты.
Реакция на психологическую травму ребенком в разные возрастные периоды
№
п/п
|
Возраст
|
Реакция на психологическую травму
|
1
|
Дети до 3 лет
|
Характерны страхи, спутанность чувств. В поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми.
|
2
|
Дошкольники
|
Тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности. Примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, лживость, воровство, жестокость по отношению к взрослым, склонность к поджогам. В поведении: регрессия поведения, отстраненность, агрессия.
|
3
|
Дети младшего школьного возраста
|
Амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, недоверия к миру. Стремление скрыть причину повреждений и травм, ощущение одиночества, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы и странные пищевые пристрастия. В поведении: отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, молчаливость либо неожиданные разговоры.
|
4
|
Дети 9-13 лет
|
То же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений. В поведении: изоляция, манипулирование другими детьми, противоречивое поведение.
|
5
|
Подростки 13-18 лет
|
Стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности. В поведении: попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение, непоследовательность и противоречивость поведения, пробы наркотиков и алкоголя.
|
Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:
1. Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти. Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя
2. Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких, расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и так далее.
3. При сильном психологическом напряжении Вы можете сделать 10-20 несложных физических упражнений (приседаний, прыжков, взмахов руками). |