В условиях внедрения Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2015 годы, где основной целью является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан, устойчивого роста экономики путем обеспечения доступности качественного образования для всех, - модернизация образования становится неизбежной. Для этого государством и исполнительной властью разрабатываются новые механизмы финансирования образования, совершенствуются программы подготовки педагогов, изменяется система управления и само содержание образования и т.д. Это выражается в изменениях касающихся аттестации и повышении квалификации, внедрении автоматизации учебного процесса, расширении сети школ и дошкольных учреждений, изменении условий оплаты труда. Все это ставит перед нами сложные задачи, при решении которых психологические службы имеют особое значение.
В городе Усть-Каменогорске психологическая служба учреждений образования функционирует с 1992 года. В этом же году был создан первый Городской психологический центр, который был призван обеспечить становление психологических служб в школах города. В результате если в 1992 году в школах работало 13 педагогов–психологов, на начало 1996-1997 учебного года их уже было 42. В настоящее время только в школах города Усть-Каменогорска осуществляют психолого-педагогическую деятельность 84 педагога-психолога.
Психологи заняли достойное место в системе обучения и воспитания подрастающего поколения: на них возложена ответственность за жизнь, психическое здоровье и развитие личности учащихся, обязанности по профессиональному самосовершенствованию педагогов, повышению психологической грамотности родителей. Особенно востребована деятельность психолога по обеспечению социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, лиц, совершивших правонарушения и преступления, семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подвергшихся насилию, совершивших попытки суицида и т.д.
Несмотря на это система регулирования труда психологов до сих пор не имеет под собой оснований: нормативно-правовые документы отсутствуют, в реестрах должностей специальность путается, практические нормы работ не установлены, аккредитация деятельности психологов не осуществляется, а аттестация проводится только в образовании. Ни в одной из государственных сфер (медицинская, образовательная, ювенальная, судебная и т.д.) не созданы достаточные условия для укрепления статуса психологических служб, а действующие в этих сферах нормативные документы выявляют множество противоречий. Это создает дополнительные препятствия в оценке труда психолога и т.д.
Объективно сложившиеся быстрые темпы меняющейся действительности предъявляют высокие требования к кандидатурам психологов, побуждают к профессиональному росту, повышается конкурентоспособность на рынке труда.
Современные требования особенно актуальны в условиях быстро развивающейся образовательной среды, динамичных реформ в системе образования, но также приносят объективные сложности. Обратимся к статистике сферы образования. В учреждениях образования наблюдается большая «текучесть» кадров: ежегодно состав педагогов-психологов города обновляется на 30-50 %. Начинающие специалисты, столкнувшись с высокими требованиями, стараются сменить сферу деятельности, находя другие возможности для собственной самореализации. Более опытные психологи, отработав 5 и более лет, и столкнувшись, с одной стороны, с «разбросанностью» функций психолога, с другой, - с существующими ограничениями в реализации коррекционных, развивающих программ на практике, не находят удовлетворения в результатах и процессе своего труда.
Выстраивая собственную профессиональную деятельность в системе образования каждый психолог сталкивается с низкой ответственностью родителей, педагогов, самих учащихся, а изменение тенденции мотивирования обращений к психологу как за способом наказания, а не поддержки и помощью, вынуждает психологов либо искать другие варианты развития, либо изменять сферы деятельности.
У тех же кто остается работать в современных условиях повышается потребность решать сложные психологические задачи другим путем: через поиск новых форм, методов работы, освоение технологий, направленных на удовлетворение потребностей клиентов и получения удовлетворенности результатами труда как самого психолога, так и руководства учреждения.
Поэтому оптимизация стала одним из основных стабилизирующих факторов, направленных на укрепление статуса психологических служб, повышение их профессионализма, мотивации и востребованности в различных сферах жизни.
Под оптимизацией мы понимаем «нахождение наилучшего (из множества возможных) варианта решения задачи при заданных требованиях, ограничениях», а также «процесс выбора наилучшего варианта из возможных, приведение системы в наилучшее (оптимальное) состояние».
Обратимся к организации, содержанию и руководству деятельности психолога с учетом оптимизации.
Итак, организация деятельности психолога в настоящее время требует высокой гибкости, мобильности, включенности в процесс, а также таких личностных качеств как коммуникативность, активность, организованность и других субъектных качеств.
Для продуктивности организации своей деятельности психологу необходимо оборудовать кабинет и обеспечить условия для работы. Основной функцией организации труда также является эффективное распределение времени, умение выделять главное, находить приоритеты в работе.
Для решения этих задач нами разработаны и утверждены рекомендации по организации деятельности школьной психологической службы в Восточно-Казахстанской области, в которых регламентирован график работы, распределение нагрузки, оборудование кабинета и т.д. В основу легли нормативные документы РК и Поставление акима ВКО от 01.04.2015 г. № 81 «Об утверждении Правил деятельности психологических служб в организациях среднего образования».
Данные рекомендации созданы для руководителей учреждений образования, педагогов-психологов, осуществляющих деятельность в организациях образования и других специалистов, координирующих деятельность психологических служб в образовании и нацелены на:
- Создание единой системы нормативного регулирования деятельности психологических служб, повышение правовой грамотности педагогов-психологов.
- Повышение компетентности в вопросах руководства и контроля за деятельностью педагогов-психологов у руководящих кадров.
- Создание условий для деятельности психологических служб в учреждениях образования, повышение качества психологических услуг.
Обратим ваше внимание на нормативные документы, которые легли в основу Методических рекомендаций
- Закон РК «Об образовании» от 27.07.2007 (с изменениями и дополнениями): основными регулирующими статьями являются статьи 51-53, в которых описывается регламент работы, социальные гарантии;
- Трудовой кодекс республики Казахстан (с изменениями и дополнениями от 06.04.2016 г.) также регулирует продолжительность рабочей недели, отпуска, права и обязанности работников;
- Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы раскрывает направления в области качества оказания психологической помощи, а также вопросы качественного состава;
- Постановление Правительства РК «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» от 30.01.08 г. № 77 с изменениями и дополнениями от 31.12.2013 г.) рассматривает количество ставок в каждом учреждении;
- Приказ МОН РК «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» № 338 от 13.07.2009 года регламентирует обязанности работников и их квалификации;
- Приказ и.о. Министра образования и науки РК «Об утверждении Правил проведения и условий аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также Правил проведения и условий аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» от 7.08.2013 года №323 рассматривает порядок повышения квалификации
- Постановление акимата ВКО «Об утверждении правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области» от 01.04.2015 г. № 81 – регулирует задачи психологического сопровождения, права и обязанности психологов, ведение документации и основные направления.
Таким образом, методическими рекомендациями регламентируется:
- Прием на работу, должность
- Регламент работы, социальные гарантии
- Аттестация и повышение квалификации
- Нагрузка и распределение полномочий между психологами внутри учреждения
- Ведение документации
- Административное управление
- Основные направления деятельности, время и виды работ
- Условия для работы
Прокомментируем некоторые пункты методических рекомендаций.
Нормативное обеспечение
|
Пункты №1-8, 13, 21
|
Условия
|
Пункты № 9-12, 14-17, 20, 22
|
Профессиональные обязанности
|
Пункты № 18, 19
|
Так, пункты 4-5 впервые вносят ясность в нормы практической деятельности педагога-психолога, отслеживание выполнение своих обязанностей:
- Общее количество рабочего времени педагога-психолога составляет 40 часов в неделю (Трудовой Кодекс РК). Руководствуясь ст. 52 пункт 7 Закона «Об образовании» 18 часов предусмотрено для использования на практическую работу: индивидуальную, групповую, профилактическую, коррекционную, развивающую, учебно-воспитательную, культурно-просветительную работу с обучающимися, экспертно-консультативную и профилактическую работу с родителями и педагогами. Остальные 22 часа - на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ, обобщение полученных результатов, подготовку к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами и родителями; заполнение аналитической и отчетной документации, на организационно-методическую работу, повышение квалификации, самообразование и т.д.
- В соответствии с нормами трудового законодательства рабочее время педагога-психолога с учетом дополнительной нагрузки не должно превышать 40 часов в неделю.
Пункты 10-12 рассматривают порядок распределения функций внутри учреждения между психологами, что вызывает множество споров:
- В учреждениях образования, имеющих 2 ставки педагогов-психологов необходимо предусмотреть равномерное распределение рабочих программ между психологами в соответствии с направлениями деятельности, ответственность за их исполнение закрепить в должностных инструкциях.
- В учреждениях образования с предусмотренными 2 ставками педагога-психолога закрепить руководство и контроль за деятельностью психологической службы в части равномерного распределения функциональных обязанностей и качества их выполнения за директором
- В школах, где работают 2 и более педагогов-психологов, ведется единая документация действующей психологической службы, в соответствии с номенклатурой и требованиями к ведению документации независимо от языка обучения, распределения функциональных обязанностей (приложение 1 к Постановлению акимата ВКО «Об утверждении правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области» от 01.04.2015 г. № 81).
В современных условиях психологу предоставлено достаточно вариантов для выбора форм методов и содержания работы с различными субъектами, получающими услуги. Однако, сложности возникают при построении целостной системы психологического сопровождения, ориентированной на решение поставленных перед психологом задач с охватом всех участников образовательного процесса.
Поэтому нами разработана Функциональная Модель деятельности психолога с учетом реализуемых направлений, по видам работ со всеми субъектами образовательного процесса, а также примерный временной график реализации направлений деятельности психологической службы в части практической деятельности, который может дополняться в соответствии со спецификой работы школы, её задач и регламентации рабочего времени психолога.
Прокомментируем некоторые основные направления деятельности педагога-психолога:
- Прием в 1 класс
- Адаптация пятиклассников
- Подготовка к ЕНТ
- Сопровождение учащихся «группы риска»
- Работа с одаренными детьми
- Сопровождение ОЭР и методической работы и т.д.
Во всех этих направлениях педагог-психолог может выступать активным участником и помогающим специалистом в решении сложных переходных этапов взросления и обучения.
Важно отметить, что временной график позволяет увидеть целостность охвата всех категорий участников образовательного процесса психологическим сопровождением и равномерно распределяет деятельность психолога по видам и субъектам на протяжении всего учебного года.
Данные рекомендации позволяют совершенствовать менеджмент в вопросах управления психологической службой, в том числе через поддержку и стимулирование труда психологов, как важной составляющей повышения качества деятельности психологических служб.
В целом необходимо отметить, что в любой сфере деятельности существует множество различных противоречий, сложных задач, которые должны побуждать нас искать новые решения, использовать оптимальные подходы, стимулировать собственное развитие и методические рекомендации позволят сделать это с наименьшими затратами и получая наибольший результат в ближайшем будущем. Однако каждый психолог должен сам для себя определить необходимость и способ оптимизации с учетом собственных мотивов профессионального развития. А стремление каждого быть профессионалом в своей сфере позволит нам не только повысить статус психологических служб, но и качество жизни самого себя и общества в целом. Таким образом, решая собственные вопросы, мы решаем стратегические задачи функционирования психологических служб в будущем. |