Итак, многим родителям хорошо известна картина, когда свой, или «чужой» ребенок начинает истерику, в случае отказа от покупки, требуемой им вещи (чаще конечно игрушки) во время совместно посещения торговых точек. В такие моменты родители (или взрослые сопровождающие) малыша действуют приблизительно по нескольким поведенческим траекториям:
- Оттаскивают ребенка от витрины и силой выволакивают на улицу без особенных объяснений;
- Объясняя причины своего отказа, звучит фраза: «НЕТ ДЕНЕГ!»;
- Взрослые игнорируют истерику ребенка.
Попробуем разобраться в правильности действий родителей.
1 вариант. Применяя к ребенку физическую силу, Вы возможно и утихомирите разбушевавшегося отпрыска, но в следующий раз вполне возможно, что данный сценарий его поведения вновь повториться при схожей ситуации в магазине. Поэтому рекомендуем, после выведения ребенка из истеричного припадка выйти на беседу о важности которой мы говорили с Вами в прошлых статьях темы. Разговор с ребенком может вывести Вас на договоренность с сыном или дочерью по поводу того, что мы будем составлять список при совместном походе в магазин и покупать только то, что будет в это списке. Вы, безусловно, можете «прописать» в вашем перечне покупок шоколадку, яблочко или что-то ещё, чтобы ребенок понимал, что его просьба услышана и выполнена.
2 вариант. В данном случае ребенок чаще всего воспринимает данные слова как ложь! Ведь Вы делаете покупки в его присутствии, но как только просит он - вы начинаете утверждать, что средств нет. Причем заметьте, вообще нет! И здесь, считаем более правильным, будет разговор с ребенком том, на что сегодня хватит денежных средств, а на что нет. И ещё, если Ваш малыш смышлён и уже может посчитать хотя бы до четырёх, вы можете объяснить ему, что вот этот ценник содержит две цифры, значит вещь (продукт, игрушка) не дорогие. Этот же товар имеет ценник с четырьмя написанными цифрами – значит он очень дорог, и возможны такие покупки, только в виде подарков на большие праздники: день рождение, Новый год и т.д.
3 вариант. Игнорирование истерики – верная поведенческая стратегия родителей в том случае, если крики ребенка – это шантаж или манипулирование родителями. Мол закричал – купили все, что хотелось! Как только малыш поймёт, что данный сценарий его поведения не работает на удовлетворение его запроса – истерики прекратиться.
Следует заметить, что к 5-6 годам дети уже должны понимать, откуда у мамы и папы берутся деньги. Как они попадают в банкомат и почему именно столько родители могут снять с карточки. Подбирать конечно следует понятные для ребенка слова, да и суть разговора в общем-то сводится к тому, что папа и мама деньги НЕ РИСУЮТ и их НИКТО не дает просто так.
А в завершении сегодняшнего разговора ещё хочу сказать о том, что очень важно, чтобы родители вели одинаковую «политику» в отношении запретов, ограничений и информации, предоставляемой ребенку, в том числе и в материальных вопросах. Ведь ребенок быстро понимает, кого из родителей легче «раскрутить» на желаемую покупку и второй родитель (чаще мама), играющий роль строго и расчетливого покупателя становиться неинтересен в плане совместного шопинга.
Выводы:
- Отправляясь в магазин в паре с ребенком – оговаривайте список покупок.
- Игнорируйте истерики ребенка – если это манипулятивные действия с его стороны, чтобы добиться желаемого результата.
- Дать понять ребенку источник возникновение денег в семье, и их разумное расходование.
С вами вновь виртуально поговорила на важные воспитательные темы педагог-психолог Суханова Е.Э. |