Рекомендации для проведения беседы с детьми жертвами насилия
Проведение беседы – это наиболее сложный и ответственный этап работы с ребенком, пострадавшим от внутрисемейного насилия. На этом этапе целесообразно выделить следующие стадии:
- Установление контакта специалиста с ребенком.
Несомненно, для того, чтобы добиться доверия ребенка, необходимо длительное время. Поэтому на этапе установления контакта необходимо начинать беседу с безопасных тем, например, с рассказа о себе и своей роли или любимых героев книг или телепередач ребенка.
- Оценка развития ребенка.
Сложность задаваемых ребенку вопросов, используемые взрослым слова должны соответствовать интеллектуальному уровню ребенка и его жизненному опыту. Индивидуальные психологические особенности определяются через анализ соответствия возрасту, развития памяти, запаса знаний, способность понимать происходящие события, уровня психологической зрелости и т.д.
- Получение информации.
Общим принципом интервьюирования детей-жертв насилия, является получение полного объема сведений в процессе спонтанного рассказа ребенка. Если удается вызвать ребенка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о случившемся, используя уже имеющуюся информацию. Беседа начинается с открытых общих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (о характере насилия, времени и обстоятельствах, о человеке, совершившем насилие и т.д.). Важное значение имеют стимулирующие вопросы, направленные на уточнение и дополнение рассказа. Вопросы с несколькими заданными вариантами ответа, прямые и наводящие вопросы необходимо задавать, если все остальные возможности получения сведений от ребенка не дают эффекта.
- Завершение беседы.
В конце беседы необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодотворна была беседа. Если ребенок взволнован, то необходимо его успокоить, оказать психологическую поддержку, укрепив уверенность в его защищенности. При анализе полученной информации необходимо учитывать возможность искажения информации, поэтому очень важно учитывать информацию, полученную из разных источников. Как правило, дети из-за отсутствия у них навыка рассказа о сложных событиях, сообщают мало сведений о насилии, жертвой которого они стали. Это обстоятельство делает неизбежным получение дополнительной информации, которую необходимо получить с максимальной объективностью.
- Анализ полученных сведений.
Основными принципами проведения анализа являются объективность, профессионализм, опора на факты. Кроме того, следует проанализировать возможные искажающие влияния (искажения в показаниях ребенка) и оценить их интенсивность. В качестве обстоятельств, подтверждающих достоверность показаний ребенка, могут выступать данные, полученные при медицинском осмотре ребенка, наличие вещественных доказательств, особенности поведения ребенка во время беседы и т.д.
Общими правилами социально-психологической поддержки ребенка, пострадавшего от внутрисемейного насилия, могут быть следующие:
- Во время беседы уделять внимание, прежде всего, самому ребенку, анализу его эмоционального самочувствия и психологического состояния;
- Устанавливать максимально возможные доверительные, поддерживающие отношения между консультантом и ребенком;
- Создавать условия для адекватного оценивания специалистом личностного потенциала пострадавшего от насилия ребенка;
- Использовать многовариантность беседы для создания психологически комфортных условий;
- Обеспечивать защиту ребенка и создавать условия для восстановления его личностного статуса, в том числе и в глазах близких ему людей.
Если возможно, в первую очередь необходимо провести беседу с родителями или другими членами семьи, что позволяет не задавать ребенку вопросов, на которые уже ответили родители.
Беседа с близким человеком жертвы насилия должна проводиться на эмоционально положительном и психологически благожелательном настрое, так как вмешательство специалиста в семейную ситуацию обычно вызывает чувство недоверия, отвержения, шок или агрессию. Чувство вины и самообвинения также типичные реакции, особенно в ситуациях, в которых родитель подозревал или знал, что злоупотребление происходило, однако не противодействовал этому. В связи с этим специалист должен помочь в прояснении эмоций и распознании определенных внутрисемейных причин, вызывающих те или иные эмоциональные реакции. Чрезвычайно важно не проектировать чувство тревоги на родителя, в противном случае контакт может нарушиться, что не позволит получить достоверную информацию.
Схема наблюдения за поведением ребенка,
пострадавшего от насилия
Заполнил: родитель, психолог, педагог ______________________________________________
Дата заполнения _________________________________________________________________
Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне.
Характер нарушений поведения
|
В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения
|
Агрессивность
|
- ломает игрушки или постройки; ребенок ссорится со сверстниками
|
Негативизм
|
- делает все наоборот; отказывается даже от интересной игры; говорит часто слова «не хочу или не буду» и т.п.
|
Демонстративность
|
- отвлекается на занятиях, утрирует движения взрослых и сверстников, стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая все наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т.п.
|
Эмоциональная
отгороженность
|
- с трудом включается в коллективную игру; избегает смотреть в лицо собеседнику; когда все дети вместе, стремится уединиться; занят своим делом и не замечает окружающих
|
«Псевдоглухота»
|
- не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования
|
Вспыльчивость
|
- бросает игрушки, может нагрубить взрослым, обидеть сверстников
|
Обидчивость
(эмоциональная неустойчивость)
|
- болезненно реагирует на замечания; обижается при проигрыше в игре; недовольное выражение лица
|
Конфликтность
|
- сам провоцирует конфликт; не учитывает желаний и интересов сверстников в совместной деятельности и т.п.
|
Нерешительность
|
- отказывается от ведущих ролей в играх; избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ
|
«Дурашливость»
|
- реагирует смехом на замечания взрослого; дурачится; передразнивает; похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка
|
Страхи
|
- страх пылесоса; страх собаки; страх новых людей в новой ситуации; страх остаться одному; страх темноты; страх от порывов ветра и т.д.
|
Тревога
|
- блуждающий, отстраненный взгляд; ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, неожиданно вздрагивает, проявляет немотивированную боязливость, осторожность; спит вместе с родителями.
|
Скованность
|
- двигательноскован, неловок в новой ситуации;
|
Заторможенность
|
- не знает чем заняться; бездеятельно смотрит по сторонам; говорит слишком тихо; темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает и т.д.
|
Эгоцентричность
|
- считает что все игрушки, все конфеты для него; стремится навязать свою игру детям;
|
Избегает умственных усилий
|
- не смотрит мультики; быстро устает от доступного по возрасту умственного знания.
|
Дефицит внимания
|
- смотрит по сторонам на занятии; приходиться повторять задание по несколько раз; переспрашивает условия выполнения задания.
|
Двигательная расторможенность (гиперактивность)
|
- поспешно планируем собственные действия; встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят; темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры; действует раньше условленного сигнала и пр.
|
Речевая расторможенность
|
- говорит слишком громко, темп речи убыстрен; переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого и пр.
|
Непонимание сложных словесных инструкций
|
- путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого;
|
Непонимание простых словесных инструкций
|
- ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснения задания
|
Сниженная работоспособность (умственная)
|
- быстро устает от задания требующего умственной активности и т.п.
|
Пониженная работоспособность (физическая)
|
- быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки, снижает работоспособность в начале занятия; необходимо варьирование сложности задания, не требующего умственных усилий и т.д.
|
Опросники, которые можно использовать в диагностических целях с детьми, подвергшимися насилию
Опросник № 1 (для ребенка)
1.Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:
а) кричат на тебя;
б) пытаются уговорить, убедить;
в) обижаются и ждут твоей реакции;
г) дают подзатыльник;
д) не обращают на тебя внимания;
е) пугают избиением, ремнем;
ж) могут ударить, избить;
з) пытаются объяснить, что ты не прав;
и) другое ________________________________________________
2.Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию («разрядиться») на тебе?
а) да, часто;
б) иногда;
в) трудно сказать;
г) никогда;
д) другое ________________________________________________
3.Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:
а) стремление тебя воспитать;
б) «разрядка» их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения);
в) ссора родителей;
г) когда ты чего-то просишь, требуешь;
д) когда огорчаешь родителей;
е) желание убедить тебя в своей точке зрения;
ж) не можешь объяснить;
з) другое ________________________________________________
4. Как часто появляется у родителей желание (выбери) или же, наоборот:
похвалить тебя
|
обнять
|
поцеловать
|
часто
|
часто
|
часто
|
редко
|
редко
|
редко
|
никогда
|
никогда
|
никогда
|
избить тебя
|
выгнать из дома
|
запереть в темной комнате
|
часто
|
часто
|
часто
|
редко
|
редко
|
редко
|
никогда
|
никогда
|
никогда
|
5. При тяжелых провинностях, какой вид наказания выбирает мать:_______________________________ отец: ____________________________________
Сколько тебе лет ________ Сколько лет твоим маме __________ папе ________________
Сколько детей в семье ___________ (укажи их возраст) ____________________________
Опиши ситуацию праздника, радости в доме:
______________________________________________________________________________________
Опросник № 2 (для родителей)
1. Когда ребенок вас не слушается, вы обычно:
а) кричите на него
б) разговариваете, уговариваете
в) не реагируете на его оправдания, молчите
г) можете избить
д) даете подзатыльник
е) пытаетесь объяснить, что он не прав
ж) другое (что именно) ___________________________________________
2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете разрядиться на своем ребенке?
а) да, часто
б) иногда
в) трудно сказать
г) никогда
д) другое (что именно) ___________________________________________
3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребенка:
а) стремление воспитать
б) «разрядка» стрессовой ситуации, не зависящей от ребенка
в) ссора с супругой (супругом)
г) когда он чего-то требует, просит
д) когда огорчает
е) избиение ради избиения
ж) желание убедить его в своей точке зрения
з) не могу объяснить
и) другое (что именно) ___________________________________________
4.Появлялось ли иногда у вас желание (выберите)
избить ребенка
|
выгнать его из дома
|
запереть в темной комнате
|
да
|
да
|
да
|
нет
|
нет
|
нет
|
иногда
|
иногда
|
иногда
|
5. Какой вид наказания вы выбираете при тяжелых провинностях ребенка?
________________________________________________________________________________
6. Укажите, пожалуйста:
Сколько вам лет ______________
Сколько детей в семье __________________
Укажите их возраст ______________________________________________________________
7.Когда вы сами были ребенком и не слушались родителей, они чаще:
а) кричали
б) пытались убедить, уговорить
в) молчали
г)использовали подзатыльники
д) били
е) пугали избиением
ж) другое (что именно) ___________________________________________
8. опишите ситуацию радости, праздника в доме: _____________________________________
Подборка упражнений, которые возможно провести с детьми, подвергшимися насилию
Упражнение «Волшебные зеркала»
Цель: формирование положительной Я - концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.
Время: 40 м.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура: Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.
Вопросы:
- Какой человек выглядит симпатичнее?
- На кого ты сейчас похож?
- В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
- На кого ты хотел бы быть похож?
- Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?
Упражнение «Нарисуй свой страх»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Время: 40 м.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура: Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
Вопросы:
- Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
- Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
- Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
- Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
- Изменилось ли твоё отношение к даному страху теперь?
Упражнение «Защитный амулет» (разработка составителей)
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Время: 40 м.
Материалы: бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.
Процедура: Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.
Вопросы:
- Представьте свой амулет другим.
- Как действует ваш амулет?
- Какими свойствами он обладает?
- Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?
- Почему были выбраны именно эти материалы
|