Пятница
29.03.2024
15:26
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ӨСКЕМЕН ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ
"ОТБАСЫН ЖӘНЕ БАЛАЛЫҚТЫ ҚОЛДАУ ОРТАЛЫҒЫ” КМҚК
КГКП «ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА»
АКИМАТА ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [43]

Прогноз погоды

Главная » Статьи » Мои статьи

Возможности урока «Самопознание» в формировании духовно-нравственных качеств учащихся

В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса и т.д. Обновление структуры образования заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике, в том числе и в процессе преподавания предмета,  основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, «Самопознание».

На первом этапе содержание предмета самопознание обеспечивало интегральную компетенцию человека быть полноценным субъектом жизнедеятельности в сложном современном мире, которая складывалась не только из умения познавать мир предметов и людей, но и вносить свой собственный творческий вклад в общечеловеческую культуру, осознанно и самостоятельно ставить  жизненные цели, в соответствии с нравственными ориентирами определять пути их достижения, целенаправленно и осознанно регулировать собственное поведение, нести всю полноту ответственности за окружающий мир, осуществлять нравственный выбор в сложных жизненных ситуациях, стремиться к максимальной самореализации, быть в гармонии с собой и с миром.

Данные задачи действительно обеспечивали поэтапное усвоение ценностей и формировали навыки жизнедеятельности, с опорой на которые было возможно говорить о духовности в старших классах. Так, например, человек рассматривался в контексте природного и социального аспектов бытия, проявления себя как индивида, личности, субъекта деятельности и т.д. Таким  образом, формировался базовый уровень потребностей, при прохождении которого обеспечивалось не только понимание что есть «Я», мир, человек, общество, но  и последовательный осознанный переход от потребностей в безопасности (защищенность, уверенность, стабильность) к эстетическим и духовным потребностям (любовь, радость, гармония, красота, личностный рост, развитие и т.д.).

Например, формирование умения общаться и заботиться позволяло ребенку оказывать заботу, поддержку и внимание другим.   Сформированная потребность в уважении и внимании позволяла чувствовать себя нужным, значимым, а значит проявлять уважение к другим. В каждом уроке появлялась возможность наполниться, осознать, понять, проанализировать и попробовать это на практике. К концу обучения появлялась потребность создавать вокруг себя атмосферу любви и согласия,  творить красоту мира и отношений, совершать открытия.

Так, единство этих ракурсов обеспечивало гармоническое развитие, включающее самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и самосовершенствование как высшей ступени развития Человека. А целенаправленный образовательный процесс был направлен на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала посредством создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности и ценности.

Н.А.Некрасов в своей книге «Материнская любовь» сказал: «Каждый человек может дать другому только то, что имеет сам». Поэтому наполняя каждого ученика такими духовными качествами как уважение и  забота о близких, доброжелательность и чуткость, любовь и добро к себе и окружающим, вооружая их навыками как можно это сделать в окружающем мире, формируя общечеловеческие ценности, позволяющие познавать себя, других, мир и духовный опыт человечества, наделяя их важными качествами личности и компонентами социального опыта - мы давали возможность подарить это другим людям.

С 2010-2011 года происходит обновление содержания предмета «Самопознание», которое нацелено на определение собственно общечеловеческих ценностей и качеств личности, которые им соответствуют. Акценты расставлены на такие моральные нормы, как жить по совести, единство мысли, слова и дела, быть, а не казаться; любовь как энергия и есть основа жизни; бескорыстное служение; воспитание личным примером.

Отличие новой концепции в том, что в программе восстановлена целостность понятий «духовность и нравственность», а  нравственные и мольные нормы рассматриваются как способ или инструмент. Однако это создает определенные сложности в обучении. Так, например, без знания себя и своих мыслей и поступков,  без умения видеть и находить духовные и нравственные качества в себе и других, отделять  поступки, основанные на нравственности от безнравственных, без отсутствия навыка пользоваться этими качествами, ребенок первоклассник не может говорить о высших проявлениях духовной природы человека - абсолютных общечеловеческих ценностях, заложенных в основу новой концепции преподавания: истина, любовь, праведное поведение (долг), внутренний покой (мир), ненасилие. Это создает определенные трудности на пути к достижению требований к уровню знаний учащихся.

Безусловно,  формирование 5 ценностей в урочной деятельности происходит посредством методов, каждый из которых полноценно работает на достижение цели и задач урока в соответствии с выбранной ценностью. Так,  этап позитивного настроя позволяет расслабиться физически и успокоить эмоции и ум, сконцентрировавшись ценности. Обсуждение цитаты, иллюстрирующей ценность, побуждает детей к самостоятельному поиску и размышлению. Пение хором и прослушивание музыки позволяет ощутить радость, дух единства и побороть эго и комплексы неполноценности. Рассказывание историй и их обсуждение  помогает выразить своё отношение к событиям и героям, а также проанализировать собственное поведение. Творческая деятельность формирует или закрепляет полученные навыки через обсуждение типичных ситуаций из жизни, инсценировки, игры, кроссворды, иллюстрации, сочинение стихов и прозы, групповые рассказы и другое. Кроме того творческая работа, позволяет ребёнку выявлять свою индивидуальность, согласовывая при этом свои интересы и действия с действиями и интересами группы. Ребёнок учится делиться, сотрудничать, помогать, творить сообща, развивает своё воображение и творческие навыки, приобретает уверенность в себе и, самое главное, проживает конкретную ценность на практике, в действии. Особенно ценно то, что взрослые и дети объединяются для совместного, радостного творчества, будь то игры, сценки, рисование или другие виды деятельности. В этом состоит мастерство учителя - показать, как работают изучаемые ценности и обсуждаемые качества личности в процессе взаимодействия друг с другом.

 Таким образом, в ходе уроков происходит расцвет человеческой личности, выявление лучшего и преодоление того негативного, что неизбежно присутствует в каждом человеке. А  учителя, должны стать умелыми садовниками, заботливыми и мудрыми, направляющими, но и дающими достаточно пространства для проявления и раскрытия внутреннего потенциала детей. 

Для того чтобы вступить во взаимодействие с ребенком, которое раскрыло бы ему ценность и смысл жизни, учителю самому необходимо познать себя, проявить свои лучшие качества, самосовершенствоваться. Кроме этого, каждый взрослый должен быть внимательным к тому, что поступает в нас из внешнего мира, облагораживать, возвышать, развивать эти образы и снабжать ими духовный мир детей.

Открыв свой внутренний мир и встав на путь осознанного развития, учащийся откроет сам все необходимое ему знания, и внутренний голос совести станет его вечным духовным учителем.

В условиях когда уровень общей культуры и нравственности общества снижается, а семья становится преимущественно источником удовлетворения первичных потребностей – предмет самопознания действительно является практически единственным инструментом для  формирования духовных и нравственных качеств личности. Поэтому важно обеспечить качественный уровень интеграции данного курса во все сферы жизни ребенка и прежде всего в образование и воспитание.

Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности. Главное – не обучение предмету, а духовно-нравственное развитие личности. И здесь самым важным является становление достойной личности, обладающей хорошим характером, живущей согласно внутреннему голосу совести. В этом смысле приоритеты возрождения нравственности и духовности расходятся с общими концептуальными подходами в образовании: оценочная система, обязательное прохождение единого национального тестирование, другие регламентирующие нормы и правила... Конечно, если бы школа формировала убеждения, основанные на пяти общечеловеческих ценностях, и предметы соответствовали жизненному опыту и интересам детей, проблем было бы меньше.

 Действующие противоречия создают перекос  между усвоением духовно-нравственных норм и их применением в жизни, а деятельность учителя порой сводится к нулю.  Спросите у проходивших людей: знаете ли вы, что бросая обертку от конфеты мимо мусорного ведра вы загрязняете улицу, город? Каждый ответит: «Знаю». Но почему же тогда на улицах и остановках города мусор и бумаги? Вот это и есть последствия этих противоречий между нормами и действиями, между знаю и делаю, между должен и хочу.

Влияние только одного предмета на то, чтобы человек раскрыл свои лучшие качества, свое высокое «Я» и оставался Человеком, конечно недостаточно. Развитие духовности и нравственности – процесс комплексный, который не может начинаться и заканчиваться на уроке, поэтому для получения результатов очень важно каждому их нас интегрировать общечеловеческие ценности в свою жизнь, в свое сердце, мысли и действия. Очень важно чтобы каждая личность опиралась в своём развитии на общечеловеческие ценности. Только тогда она сможет во благо себе и обществу применить свои знания и умения. Ведь только того, кто применяет на практике, проявляет истину, правильное поведение, умиротворённость, любовь и ненасилие, можно по праву назвать образованным человеком, несущим в мир стабильность и гармонию. Поэтому, если мы хотим видеть будущее мира светлым, мы должны изменить существующую сегодня модель образования, сориентировав её на общечеловеческие ценности, гармонично развивая сердце, голову и руки.

 

 

Литература:

  1. Анарбек Н.А. Ключевые моменты программы НДО «Самопознание»: новый этап./ Журнал «Открытая школа» № 9 (150), 2015.- 17с
  2. Евдокименко О.М., Роль предмета «Самопознание» в формировании духовно-нравственной культуры личности. //http://www.rusnauka.com/35_OINBG_2012/Psihologia/8_122870.doc.htm
  3. Особенности организации учебного процесса по предмету «Самопознание». //http://www.bala-zan.kz.
  4. Матуханова В.П. Взгляд учителя-практика на процесс реализации обновления содержания образования в Республике Казахстан.// http://zkoipk.kz/ru/2016-01-3003-1/2163-conf.html
  5. Раченко О.И. Интегративные принципы предмета «самопознание» как основа нравственно-духовного образования младших школьников

//http://www.portalus.ru.

  1. Уроки добра и гуманизма. 12.02.2011. //http://www.kazpravda.kz.
  2. Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бөбек». // http://bobek.kz/about.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: lenok (22.12.2016)
Просмотров: 1126 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergDeack  
<a href=http://zmkshop.ru/stati/vozvedenie-metallokonstruktsiy-promyshlennykh-zdaniy/>подготовительные работы перед установкой металлоконструкций</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Мини-чат
300

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz