Суббота
04.05.2024
22:34
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ӨСКЕМЕН ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ
"ОТБАСЫН ЖӘНЕ БАЛАЛЫҚТЫ ҚОЛДАУ ОРТАЛЫҒЫ” КМҚК
КГКП «ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА»
АКИМАТА ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [43]

Прогноз погоды

Главная » Статьи » Мои статьи

Психологическое просвещение. Формы и приёмы работы с родительской аудиторией в образовательных учреждениях.

На современном этапе развития общества институт семьи претерпевает кризисный период, выражающийся в падении ценности семейных отношений. Прежние устои жизнедеятельности семьи безвозвратно устарели, а новые негласные правила и законы не сформировались. Основная функция семьи в продлении рода и воспитании нового поколения утратила свою актуальность, а главное новоиспеченные родители не осознают ответственности, которая автоматически распространяется на них с появлением ребенка. Низкий воспитательный потенциал, недостаточный уровень образования родителей, отсутствие положительного примера полоролевого взаимодействия со стороны старшего поколения, навязывание западных стандартов, подчас отрицающих роль женщины-матери, мужественность и ответственность за семью – мужчины, не могут не отразиться на становлении и исполнении социальных ролей мужа и жены, матери и отца у нынешней молодёжи. Многие научные умы констатируют прямую взаимосвязь между асоциальными проявлениями в детско-родительских отношениях и уровнем психологической компетентности родителей. Этой же точки зрения придерживаются и педагогические работники. Так, 89,2%, воспитателей дошкольного учреждения ратуют за проведение мероприятий, которые насыщали бы родителей знанием приёмов, принципов и стратегий воспитания ребенка. С ними солидарны и 92,4% сотрудников (социальные педагоги, психологи, юристы) организации, оказывающей квалифицированную, разностороннюю помощь семьям, в трудных жизненных ситуациях. А вот сами родители в подавляющем большинстве 78,2% (из тех, кто участвовал в опросе от организации дошкольного образования) не считают, что им необходимы какие-либо знания, аргументируя это тем, что все люди грамотные и могут необходимую информацию найти в сети Интернет или другим доступных источниках. Данная точка зрения подтверждается результатами он-лайн опроса, проводимого на официальном сайте КГКП «Центр поддержки семьи и детства» акимата города Усть-Каменогорска. На вопрос: «Как Вы воспринимаете рекомендацию по обращению на консультацию к психологу?» 36,4% - ответили, что не считают психолога специалистом, способного чем-то помочь. 19,2%, посетителя сайта ответили, что будут очень сомневаться, следовать данной рекомендации или нет. При такой полярности мнений, остро встаёт вопрос о выборе психологом таких форм, методов и приёмов работы с родителями, которые смогут «развернуть их лицом» к научным изысканиям грамотных подходов к процессу воспитания детей, к желанию узнать элементарные основы возрастной психологии, получить ответы на вопросы, касающиеся проблемных или затруднительных моментов детско-родительских отношений, которые, как показывает практика, у родителей всегда есть.

Безусловно, в наш информационный, стремительно меняющийся век, невозможно отдавать предпочтение в работе с родителями пассивным, лекционным или назидательным беседам. Выстраивание процесса взаимодействия с родителями должно строиться на практико-ориентированном подходе, с чётким соблюдением такта и этических норм. Не готовы современные родители выслушивать нотации или прямолинейные замечания в свой адрес в теме воспитания собственных детей. Это подтверждают 79,4% опрошенных родителей дошкольной организации образования, которые четко сформулировали свою крайне негативную позицию по отношению к подобным формам проявления со стороны педагога или психолога в их адрес.  

Итак, руководствуясь, вскрытыми критическими обстоятельствами организации просветительской работы с родителями, нами были разработаны родительские собрания, но с использованием инфокоммуникационных технологий, с тренинговыми упражнениями, с интерактивными формами работы,  с приёмами технологии критического мышления. Результат не заставил себя ждать. Родители активно включались в процесс обсуждения, с интересом просматривали тематические видеоролики, с интересом обсуждали выдвигаемые утверждения. Процесс вовлечения родителей в тренинговые упражнения проходил сложнее. Взрослые люди не были раскрепощены, не совсем доверяли друг другу, были скованные. В рефлексивном блоке более 50% родителей говорили, что испытывают неловкость во время практической части и не хотели в дальнейшем участвовать в упражнениях. В дальнейшем реализаторами программы упражнения тактильного характера были заменены на творческие приёмы, на основе арт-терапии.

Помимо родительских собраний, в практику работы была включена организация родительских конференций, которые позволили помимо решения общих вопросов, касающихся организации учебно-воспитательного процесса в организации образования, умело осуществлять реализацию задач повышения психологического просвещения. В рамках двустороннего сотрудничества дошкольной организации образования с КГКП «Центр поддержки семьи и детства» происходило приглашение специалистов, которые квалифицированно оказывали необходимую помощь и предоставляли необходимую информацию для родителей по схожей с общим направлением конференции тематикой. Данная форма работы получила положительную оценку родительской аудитории организации образования, что было отражено в тетради отзывов о проводимых мероприятиях.

Особый интерес у родителей вызвала такая форма работы, как психологическая гостиная. Это комплекс организованных мероприятий, ориентированных на актуальные потребности родителей в приобретении психологических знаний и опыта, способствующих формированию социально-ролевой компетентности в общественной и семейной жизни, профилактике конфликтных и кризисных ситуаций, личностному развитию и социальной адаптации. Путем опроса родители в начале года указывали темы, которые им хотелось бы обсудить с психологом. По запросам родителей закреплялся конкретный день месяца, в который все желающие могли собраться в музыкальном зале и поговорить на заявленную тему. В свободном обмене мнениями каждый родитель находил ответы на интересующие его вопросы. Психологическая гостиная не имела стационарной группы родителей. Структура её была весьма подвижной, а продолжительность колебалась от 40 минут до полутора часов.

Ещё одна эффективная форма организации работы психолога с родителями – это практические занятия с элементами тренинга. Занятия - насыщенные упражнениями, практическими заданиями, психологическими играми, позволяющими достичь цели не только психологического просвещения, но и насытить родителей практическими ресурсами, которые они могут использовать в организации воспитательного воздействия на ребенка. Подобные занятия по необходимости проводиться совместно с детьми, если тема касается детско-родительских отношений.

Особое место в практической деятельности психолога занимают наглядно-информационные формы работы - это опосредованное общение между психологом и родителями. Основной акцент ставиться на визуализации, представляемой информации, её краткости, понятности для родителей. В своей практике достаточно часто и на постоянной основе используем: памятки, буклеты, психологические газеты, своеобразные «учебники» для родителей, в которых очень коротко предлагается необходимая родителям психологическая информация. Отдельный акцент в своей работе делаем на просмотре и обсуждении видеоматериалов. Видеоролики, короткометражные фильмы, мультипликационные фильмы могут лечь в основу дискуссии, круглого стола, деловой игры, а так же могут использоваться, как самостоятельная форма, в рамках занятия-фильма с приёмом «стоп-кадр» для обсуждения увиденного родителями. Нужно очень осторожно и обдуманно подходить к выбору визуального материала, чтобы избежать отрицательной реакции родителей на содержание видеоролика. Если воздействие фильма можно отнести к шоковой терапии («Подвал на улице Дыбенко», «Я сюда никогда не вернусь» Р. Быкова и т.д.), то обязательно продумайте, как вывести родителей из состояния глубоко эмоционального потрясения. Будьте готовы взять на себя ответственность за те последствия, которые может вызвать содержание того или иного фильма.

Выступая перед родителями, психолог выбирает одну из двух позиций. Первая – позиция носителя и популяризатора психологических знаний. В рамках этой позиции специалист-психолог информирует, реципиента психологической информацией, но не несет ни какой ответственности за ее результат. Вторая – позиция, это специалист, наделенный знаниями по психологии и выполняемый роль некоего эксперта. Данная позиция  влечёт за собой ответственность за то, «чем наше слово отзовется». Бесспорно, что каждый психолог, в зависимости от опыта работы и профессионализма определит для себя личную позицию в работе с родительской аудиторией, но тогда и формы работы, и информация, предлагаемая родителям, способ воздействия и взаимодействия с ними должны соизмеряться со способностями специалиста. Кроме того, опыт работы в данном направлении, позволяет сделать вывод о необходимости методического руководства работой по психологическому просвещению родителей со стороны наставника или представителя руководящих структур образовательной организации, поскольку психологическое просвещение - это особый вид превентивных мер, который не только сложно планировать и предписывать: ведь помимо желания и обязанностей психолога, необходимы еще и определенные навыки устного, письменного публичного выступлений, которыми обладают далеко не все психологи.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: lenok (09.12.2015)
Просмотров: 579 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 SergDeack  
<a href=http://zmkshop.ru/stati/fakhverk-metallokonstruktsii-izgotovlenie/>фахверк металлоконструкции что это</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Мини-чат
300

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz