Среда
25.04.2018
11:17
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ӨСКЕМЕН ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ
"ОТБАСЫН ЖӘНЕ БАЛАЛЫҚТЫ ҚОЛДАУ ОРТАЛЫҒЫ” КМҚК
КГКП «ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА»
АКИМАТА ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [42]

Прогноз погоды

Главная » Статьи » Мои статьи

МЕТОДИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ В ГРУППОВУЮ РАБОТУ, НАПРАВЛЕННУЮ НА СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ

По мнению социолога А. Г. Харчева, семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения[11].

Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложныхвзаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь – на детях. Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение.  Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Родителям такие контакты приносят радостное чувство удовлетворения.[10]

Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как, дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. 

В современной социальной ситуации проблемы семейного воспитания приобретают особую актуальность.В настоящее время, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов.Родителифактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят (или не имеют возможности) потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. Из-за незнания и отсутствия грамотной информации о процессе воспитания, родители испытывают всевозможные трудности при взаимоотношении со своими детьми. Они обращаются за помощью к психологам, учителям, тренерам дополнительного образования, и т.д., пытаясь найти поддержку и ответы на свои вопросы.

Процесс воспитания ребенка – это комплекс взаимодействия трех субъектов – школы, семьи и непосредственно ребенка, где у каждого – своя роль, обязанности, задачи и ответственность. Но, к сожалению, сегодня из этой комплексной модели практически исчезло главное звено – семья. Многие родители чаще всего хотят снять с себя ответственность за воспитание детей, переложить ее на школу. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Такая позициясоздает трудности во взаимоотношениях школы и семьи.

Поскольку процесс воспитания напрямую зависит от личностных качеств и особенностей характера родителя, то развитие их субъектных качеств будет напрямую влиять на создание комфортной среды, продуктивных стратегий взаимодействия и сотрудничества в семье. В этой связи поисковая тема города «Содержательные и технологические аспекты становления субъектной позиции личности в процессе совершенствования качества образования» и поисковая тема Центра поддержки семьи и детства «Содержательные и технологические аспекты становления субъектной позиции личности в процессе сопровождения семей и детей в трудной жизненной ситуации» становятся актуальными, а представленная программа – один из инструментов по развитию субъектности родителей.

В этой связи основными задачами по реализации поисковой деятельности в работе с родителями является оказание им психолого-педагогической помощи, развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия, способности действовать самостоятельно и целенаправленно в вопросах воспитания, способствовать развитию готовности принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их реализацию.

С этой точки зрения  «субъектность» родителя характеризует такие необходимые при воспитании качества, как активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию (С. Л. Рубинштейн) [7]. Кроме того, мы придерживаемся еще одного подхода- определение субъектности через категорию «отношение»: отношение к себе как к деятелю и такое же отношение другим людям (психолог Е.Н.Волкова) [2], поскольку отношенияя между супругами, между детьми и родителями являются основой, «сердцевиной» человеческой жизни, потому что именно в них проявляются цели человека, его чувства к другому человеку, уровень способностей во время взаимодействия с другими людьми (В.Н.Мясищев) [5] .

Также мы берем во внимание позиции В. В. Знаковаи А.К.Осницкого, которые важнейшим показателем субъектности называют активность и говорят об «участном [не пассивном] существовании субъекта»[1], а в качестве отличительной черты называет его авторскую позицию: «субъект является не беспристрастным деятелем-исполнителем, а пристрастным сценаристом и даже режиссером, которому присущи предпочтения, свои мировоззренческие позиции и целеустремленность преобразователя»[6]. Поскольку родитель как субъект действительно выступает организатором, регулятором и координатором отношений, решений и ситуаций, то все эти подходы ложатся в основу содержания программы работы с родителями, целей и задач.

В результате разработки программы, как инструмента работы с родителями, мы планируем реализовать основную цель формирования у родителей целостного видения процесса воспитания детей и навыков взаимодействия с ними, как способа формирования субъектной позиции родителей.

Мы предположили, что программа, которая раскрывает основные принципы общения, формирует навыки взаимодействия детей и родителей, построенные на самоактуализации, как основного качества личности может называться «Секреты воспитания». Она предполагает участие родителей в 7 логически связанных друг с другом занятиях и нацеленных на постоянную рабочую группу.

Похожие тематические занятия для родителей разрабатывались задолго до нас Азаровым Ю. П., Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, К. Фопель, О.В. Хухлаевой, Р.В.Овчароой, однако для достижения цели по формированию субъектной позиции, мы подобрали упражнения, ориентированные на понимание родительской ответственности и осознание их роли в конкретном опыте. Мы учли, что развитие -процесс длительный, поэтому  программа, состоит из серии встреч. Мы не пытались придумать новуюформу занятий, а постарались создать условия для развития субъектности у родителей в процессе организации групповой работы. Для этого мы использовалитакие формы и методы работы как анкетирование, беседа, дискуссия, арт-терапию, работу в парах и группах. Так, например, методика «Стратегии семейного воспитания»[9]позволяет родителям взглянуть на свою родительскую позицию со стороны, а последующее обсуждение высказываний и утверждений методики, услышать мнение других в спорных вопросах.

По нашему мнению, основной принцип групповой работы, ведущий к развитию субъектной позиции самих родителей, - это совместное определение ценностных установок, стратегий, подходов к воспитанию.  Групповая работа позволяет родителям обмениваться опытом, делится примерами удачных и неудачных моментов в процессе воспитания.

Программой предполагается использование опросов, анкет, мини-тестов. Их проведение дает возможность установить обратную связь с родителями, получить информацию необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей, помогает определить актуальность и перспективы развития занятий. Так, при помощи метода «Незаконченное предложение»[3], которое предусматривается по окончании каждой встречи, мы получаем возможность определить степень осознанности и понимания обсуждаемой темы участником и, по необходимости, внести коррективы в содержание следующих занятий.

Любая работа будет считаться эффективной при достижении определенного результата. О результативности работы с родителями по формированию субъектной позиции в рамках нашей программы станут такие показатели какактивность и мобильность родителей в выборе средств и методов воспитания ребенка, самостоятельность (ответственность) в решении проблемных вопросов в процессе воспитания и жизнедеятельности, рефлексивность по отношению к своим действиям и поступкам, стремление к саморазвитию, конструктивное взаимодействие с ребенком и различными субъектами воспитательной системы.

Так как все вышеперечисленные критерии не являются сиюминутным преобразованием, то отследить процесс их формирования довольно сложно. Здесь недостаточно анкетирования и бесед. Наблюдение и фиксация видимых изменений в поведении родителя посредством саморефлексии и внешней взаимооценки будут подтверждением зародившегося процесса перестройки внутренних процессов формирования субъектной позиции участников.

Анализируя проделанную нами работу можно сказать, что по ходу составления программы и апробации отдельных ее компонентов выявилась необходимость в увеличении количества занятий по рассмотрению особенностей возраста, дифференциация занятий для родителей, воспитывающих детей среднего и старшего звена,  рассмотрение проблем воспитания на различных возрастных этапах.

Кроме того, мы пришли к выводу, что данная программа может быть использована в качестве дополнительного инструмента в процессе воспитания детей не только родителями, но также городскими психологическими службами, педагогами для организации работы с родителями, так как они владеют основными знаниями психологии и педагогики, которых достаточно для проведения данной программы внутри каждой школы или отдельного класса.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Знаков, В. В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия / В. В. Знаков // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин.  М. Академический проект, 2000. - С. 86 - 110.
  2. Волкова Е.Н. Психологические аспекты субъектности учителя - Н.-Новгород.: Издательство НГЦ 1997.-С.59.
  3. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи Учебное пособие-практикум для студентов факультета психологии ВУЗ. - 2-е изд., - М.: Академия, 2007.С. - 432.
  4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.СПб., 2006
  5. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии, 1957-№5 С. 142-155.
  6. Осницкий, А. К. Психология самостоятельности / А. К. Осницкий. -М. : Эль-Фа, 1996 –С. 99.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб: Питер , 2002- С. 720.
  8. Степа­нова Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред.- М.: ТЦ «Сфера», 2001 – С.128.
  9. Степанов С. Стратегии семейного воспитания // Школьный психолог, 2000. С.-50.
  10. Фромм А. "Азбука для родителей" - Лениздат, 1999.
  11. Харчев А.Г. Быт, семья, досуг: Социол. и нравственные проблемы. – М., 1960.
Категория: Мои статьи | Добавил: lenok (10.04.2018)
Просмотров: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Мини-чат
300

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz