Четверг
25.04.2024
22:34
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ӨСКЕМЕН ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ
"ОТБАСЫН ЖӘНЕ БАЛАЛЫҚТЫ ҚОЛДАУ ОРТАЛЫҒЫ” КМҚК
КГКП «ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА»
АКИМАТА ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [43]

Прогноз погоды

Главная » Статьи » Мои статьи

БРОДЯЖНИЧЕСТВО КАК СЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

 

Проблема детского бродяжничества является актуальной проблемой современного общества.  Наш город в этом вопросе не стоит в стороне.  Статистика показывает, что за 9 месяцев прошедшего года зафиксировано 87 случаев бродяжничества подростков и 795 случаев привлечения родителей за нахождение ребенка вне дома в ночное время суток (по данным УВД на октябрь 2016 года).

Детская беспризорность и бродяжничество есть свидетельство отсутствия у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни. Причины данных явлений носят социально- экономический характер. Росту беспризорности и бродяжничества способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. Беспризорность как крайнее проявление детского бродяжничества может быть вызвана также такими причинами, как:

  • конфликтная обстановка в семье, учебных заведениях,
  • аморальное поведение родителей,
  • жестокое обращение с детьми (в том числе злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или лиц, их заменяющих, которые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению правовых и моральных норм).

Выделяют два типа «детей улицы»:

1. Дети и подростки, которые вынужденно уходят на улицу, чтобы избежать физического и психологического насилия, заработать денег на пропитание.

2. Подростки, которых на улице привлекает общение со сверстниками, возможность быть принятым в группу и самоутвердиться; возможность получить свободу и испытать запретные удовольствия, нехватка общения в семье.

Дети, которые вынужденно «уходят на улицу» не всегда выходцы из неблагополучных малообеспеченных семей. Насилие в семье присутствует и вполне в благополучных семьях, но благополучие здесь будет лишь видимым.

Каждый побег ребенка из дома преследует различные цели. Довольно часто побеги происходят в связи с девиантным поведением или с неустойчивым типом психопатии у ребенка.

Отечественный психолог А.У.Нураева предложила типологию уходов детей и подростков из дома. Она выделяет четыре типа побегов:

  1. Эмансипационные побеги

Этот тип побегов встречается в жизни гораздо чаще всех остальных. Его доля в общем объеме побегов составляет около 45%. Уход ребенка из дома совершается для того, чтобы избавиться от чрезмерного контроля родителей и педагогов, сбежать от обязанностей и ответственности, чтобы обрести свободную и веселую жизнь. Такие побеги совершаются чаще всего подростками в возрасте 12-15 лет. Первый побег, как правило, провоцируется ссорой, открытым конфликтом с родителями или учителями. Но движет подростком в этот момент не страх перед взрослыми, а жажда сбросить с себя чрезмерную опеку, освободиться от надоевшего надзора, режима, сменить наскучивший образ жизни. Часто такие побеги носят групповой характер, когда за компанию берутся несколько приятелей. Нередко уходам из дома предшествуют прогулы уроков в школе, многие подростки уходят в состоянии алкогольного опьянения. Данный тип уходов детей и подростков из дома более всего свойствен психопатиям и акцентуациям характера гипертимного (пребывание всегда в приподнятом настроении, отсутствие чувства опасности, тяготит сука, быстро надоедают старые знакомые, жаждет новых знакомств и новых эмоций) и неустойчивого (резкие перемены в настроении, частая смена мотивов поведения) типов.

  1. Импунитивные побеги

Этот тип составляет около 26% от общей массы детских побегов. Первые уходы чаще всего совершаются вследствие жестокого обращения, частых наказаний со стороны родителей либо обид и преследований со стороны сверстников. Дети, совершающие импунитивные побеги, принимают на себя роль изгоя общества. Ребенок оказывается дискриминированным в семье и школе, его никто не замечает, ему не хватает внимания и участия, он пребывает в постоянном состоянии стресса. Очень часто на уход из дома решаются дети, имеющие какие-либо внешние недостатки, слабые, не умеющие постоять за себя, либо, наоборот, слишком агрессивные. К изгоям в обществе могут относиться самые разные дети: те, кто плохо учится, или, наоборот, отличники, любимчики учителей, слишком болтливые или замкнутые в себе, малообщительные дети. Детский коллектив вешает на ребенка ярлык изгоя, не желает с ним общаться, игнорирует. Вследствие этого у ребенка может развиться психологическая травма, часто падает успеваемость в школе. Побеги данного типа обычно совершаются в одиночку, ребенок пытается забыться, отвлечься от навалившихся на него проблем. Попадая на улицу, ребенок добывает деньги собиранием пустых бутылок, продает собранные цветы, но не ворует. Именно при импунитивном типе уходов из дома велика вероятность детского суицида. Повторные уходы превращаются в стереотипную модель поведения при возникновении любой сложной ситуации. Во время повторных уходов дети могут искать себе попутчиков, может присоединиться девиантность. Импунитивные побеги могут совершаться в возрасте 7-15 лет. В более старшем возрасте побег из дома может заменяться другими способами отделиться от семьи. Например, подросток может поступить в учебное заведение, где предоставляется общежитие, или устроиться на работу, чтобы получить возможность себя содержать.

  1. Демонстративные побеги

Их удельный вес составляет примерно 20%. Уходы из дома совершаются как реакция оппозиции ребенка. Отличить такой тип побега можно по одному признаку: дети убегают в те места, где их легко могут найти. Как правило, уходят недалеко, так как надеются на то, что их скоро найдут и вернут домой. На улице они ведут себя вызывающе, стараются привлечь к себе больше внимания. Основной причиной такого типа ухода детей из дома является стремление завоевать особое расположение родителей либо вернуть утраченное в силу определенных причин внимание. Иногда бывают случаи, когда демонстративные побеги совершаются с целью получения каких-либо благ, которые могут помочь ребенку возвыситься в глазах окружающих. Уходы из дома данного типа начинаются в возрасте 12-17 лет.

  1. Дромоманические побеги

Наиболее редко встречающийся в детской и подростковой среде тип побегов, составляет около 9%. Дромомания означает страсть к бродяжничеству, поэтому уход может совершаться под воздействием импульса, изменения настроения, у ребенка просто возникает немотивированное желание сменить обстановку. Побег может совершаться в одиночку либо попутчики находятся уже в пути. Желание вернуться домой возникает так же внезапно, как и желание уйти из дома. Как правило, дети возвращаются домой измотанные, уставшие, ведут себя тихо и послушно, однако любые расспросы могут подтолкнуть к новому уходу. Уходы данного типа могут сочетаться с расстройствами влечений, например с гиперсексуальностью, алкоголизмом, садомазохизмом. На улице у детей снижается чувство голода и усталости, они очень мало едят, мало спят, постоянно пребывают во взвинченном, возбужденном состоянии. Данный тип побегов встречается при эпилептоидном типе психопатий.

Если говорить о причинно-следственных связях, то первые  три типа побегов являются следствием нарушения или искажения семейных ценностей в семье подростка.

Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности продуктивно существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье.

Исследованию семейных ценностей посвящены исследования зарубежных и отечественных ученых (Гегель, И. Кант, О. И. Волжина, Г. А. Горбова, О. Н. Шлычкова). Исследование семейных ценностей в сфере родства отражено в трудах Ю. А. Гаспарян, И. О. Кона, М. Г. Панкратовой и др.; в сфере родительства — В. В. Бойко, Н. Л. Пушкаревой, Г. Г. Филипповой; в сфере семейно-брачных ро­лей — М. Ю. Арутюнян, О. М. Здравомысловой,З. А. Янковой.

Семейные ценности носят разный характер, у каждой семьи они свои. Но есть такие, которые являются важными для любой семьи и человека. К данным ценностям относятся: уважение, любовь, общение, поддержка, умение прощать. Все эти ценности способствуют гармоничным внутрисемейным взаимоотношениям. Отсутствие ценностей негативно сказывается на каждом члене семьи.

Многие родители, считающие, что у них образцовая семья, столкнувшись с фактом того, что ребенок ушел из дома, недоумеваю: почему же он это сделал? Большинство родителей уверены, что благодаря своему большому жизненному опыту они лучше, чем их дети, знают, что нужно ребенку. При этом желания самих детей совсем не учитываются. Безграничная родительская любовь превращается в полное подчинение воли ребенка. Не выдержав такого родительского давления, такого рода проявления чувств, дети решаются на побег из дома, оставив, в лучшем случае, записку.

Многие родители заблуждаются, думая, что в жизни ребенка есть только дом и школа. Родители внушают своим детям, что взрослый всегда прав, что слово родителя — закон, требующий беспрекословного подчинения.

Многим родителям не нравятся друзья их детей, им кажется, что они оказывают на ребенка дурное влияние. Есть родители, которые не просто обсуждают это со своим сыном или дочерью, а не стесняются говорить об этом самим друзьям, ставя ребенка перед ними в неловкое положение.

Родители диктуют своим детям абсолютно все: что есть, куда ходить, как разговаривать, какие передачи смотреть, во что одеваться. Этот список можно продолжать до бесконечности. Рано или поздно ребенок попытается выбраться из-под такой чрезмерной опеки. Самое страшное, что большинство родителей и в самом деле не понимают, почему проявление любви и заботы воспринимается ребенком так негативно. Они же хотят как лучше. Нельзя превращать родительскую любовь в тяжелую обузу для ребенка. Дети и подростки обладают очень тонкой психикой, поэтому подобное давление рано или поздно ее сломает. Дойдя до крайней точки, ребенок принимает решение уйти из дома, причем не важно «куда?», главное — «от кого?».

У родителей постоянно возникают вопросы: как правильно воспитывать ребенка? Как сделать так, чтобы он слушался? Поверьте, подобные вопросы возникают и у детей. Если родители частенько заглядывают за советом в книгу «Как воспитать ребенка», то большинство детей мечтают почитать пособие «Как выжить среди родителей». Нельзя воспринимать ребенка как свою собственность. Он, конечно, ваш, но он при этом отдельная личность со своими нуждами, потребностями и желаниями, со своим мнением и взглядом на жизнь, которые нужно уважать. Чаще прислушивайтесь к своим детям и, может, вы их услышите и поймете.

Самое главное, что вам необходимо  дать своему ребенку — это ваше внимание.

  • Будьте терпеливы: внимательно выслушивайте его рассказы, задавайте уточняющие вопросы.
  • Помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день!
  • Слушай своего ребенка внимательно: тогда сможете понять, в чем ему нужна ваша помощь, о чем следует поговорить, что реально происходит с ребенком.
  • Ребенку нужно внимание и мамы, и папы. Не забывайте выделять для него время, не обремененное домашними делами, просмотром телевизора или «общением» с компьютером.
  • Помните, что ребёнок больше всего нуждается в нашей любви тогда, когда он её меньше всего заслуживает (польский педагог, писатель Януш Корчак).

Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку.

Чтобы ваш ребенок был уверенным в себе, имел адекватную самооценку, был смелым, инициативным, будьте внимательны к своей речи:
проанализируйте, есть ли у вас негативные установки и удалите их из своего общения с ребенком:

  1. «Глаза бы мои тебя не видели!», «Мне не нужен такой плохой мальчик», «Сколько тревог ты мне принес»! (обвинения родителей). Ребенок делает для себя вывод: "Лучше бы меня не было". В подростковом возрасте для несовершеннолетнего вероятно провоцирующее и опасное поведение, скрытый мотив которого – суицид.
  2. «Что ты ведешь себя, как маленький?!" Данная установка приводит к тому, что во взрослой жизни люди берут на себя слишком много обязательств, у них возникают трудности в общении со своими детьми, поскольку им легче вовлекать ребенка в свои заботы и дела, чем входить в его состояние детства.
  3. «Не умничай», "Делай, что говорят", "Я лучше знаю, что надо делать". Дети начинают испытывать недоверие к своим интеллектуальным способностям, чувствуют беспомощность и опустошенность.
  4. "Как тебе не стыдно бояться собаки?", "Как ты можешь злиться на папу?". Такие эмоции, как гнев, страх, обида, находятся под запретом. Это эмоции обладают силой разрушения внутренней гармонии личности. Впоследствии человек не может высказать словами свои чувства.
  5. "Подумаешь, какой-то синяк". Пренебрежение к ощущениям ребенка. Родители не принимают во внимание физическую боль, ощущения ребенка, что в будущем у него утрачивается способность к безопасности. Последствия: утрачивается контроль над телом (как одно из проявлений - ожирение).
  6. "У тебя все равно ничего не получится!" Неверие в возможность достижения ребенком успеха. Даже если ребенок трудолюбив и старателен, он будет считать свои достижения незаслуженными. Причиной данного отношения к ребенку может быть скрытая зависть родителя.
  7. Никому не верь, кроме меня", "Кто, кроме меня, скажет тебе правду?". Данная установка учит ребенка не доверять другим людям, считать, что любая близость, откровение для него опасны. Последствия: человек не умеет определять, можно ли доверять другим, нечувствителен ко лжи или, наоборот, подозрителен во всем.
  8. "Не делай сам - опасно!", "Я сама сделаю", "Дай, я помогу", "Не делай сам, подожди меня". С такими опасениями родители обращаются к младшим и "поздним" детям в семье. Последствия: чувство страха в начале каждого дела, оттягивание любой работы.
  9. "Будь похожим на …" (например, "Ты можешь лучше", "Стремись к идеалу."). Эти фразы родителей выражают недовольство, желание, чтобы их ребенок превосходил других. Последствия: человек постоянно недоволен собой. Корректирующее воздействие: ориентировать человека на конкретный результат, давать объективную положительную оценку.
  10. "Ты у меня такой слабенький, а закончил четверть с хорошими оценками". Ребенок получает фактически запрет на здоровье, на хорошее самочувствие. Он воспитывается в культе болезни. Ребенок привыкает, что на него обращают больше внимание из-за его болезни, а главный акцент в любом разговоре делается на недуг. Он действительно плохо себя чувствует, развивая этим чувство вины у других, повышая собственную самооценку.

ПОМНИТЕ: Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. Негативные установки способны программировать поведение ребенка на годы вперед. Слова, сказанные родителями, часто впопыхах, не задумываясь, превращаются в директивы (команды к действию, поведению, мыслям)  и определяют дальнейшее развитие ребенка.

Найдите в своем арсенале слова любви и восхищения, адресованные вашему ребенку.

Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

Именно так вы сможете показать значимость и воспитать в вашем ребенке такие ценности как взаимоуважение, любовь, поддержка и умение прощать.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. М., 1978.
  2. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания?: Книга для учителя. М., 1991.
  3. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999.
  4. Материалы республиканской родительской конференции «Стань примером своему ребенку», Институт Семейного Воспитания РК, 2016.
  5. Павлов И.В. Отклоняющееся поведение и социально-психологические принципы его социализации и адаптации // Мир психологии. 1998. №2. С.141-160.
  6. Реан, А.А. Уличные дети и общество: социальные и психологические аспекты проблемы / А.А. Реан // Мир детства. - 2002. - № 2. - С. 8-12.

     
Категория: Мои статьи | Добавил: lenok (10.04.2018)
Просмотров: 668 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Мини-чат
300

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz