Четверг
28.03.2024
12:01
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ӨСКЕМЕН ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ
"ОТБАСЫН ЖӘНЕ БАЛАЛЫҚТЫ ҚОЛДАУ ОРТАЛЫҒЫ” КМҚК
КГКП «ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА»
АКИМАТА ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Прогноз погоды

Главная » 2016 » Апрель » 3 » 26 марта состоялся Форум родительской общественности города Усть-Каменогорска «Ответственное родительство – залог безопасности и успешности
08:41
26 марта состоялся Форум родительской общественности города Усть-Каменогорска «Ответственное родительство – залог безопасности и успешности

Выступление директора ЦПСиД Куземко Л.П. 

"Проблемы детей и родителей через призму социально-психологической службы"

 Сегодня, говоря об успешности ребенка – мы говорим об ответственности. Ответственности прежде всего взрослых. Поскольку именно мы, окружая детей в семье и школе, в общественных местах и просто на улице осуществляем важный процесс воспитания ребенка. Безусловно,  главенствующую роль в нем играет конечно же семья. В ней закладываются истоки, формируется характер ребенка, основные привычки и убеждения.

Поэтому функция родителей  состоит в продуктивном взаимодействии, в  сотрудничестве детей и родителей, в создании максимально благоприятных условий для развития  и самореализации ребенка.  Да, именно так: дети рождаются, чтобы найти свой путь, а не проживать жизнь родителей, реализуя их ожидания.

Поэтому нам нужно понять, что для ребенка важно, какова у него зона развития и что необходимо для самостоятельного прохождения им жизненного пути. Сделать это не легко, ведь дети и взрослые по-разному смотрят на мир, а  вечный  вопрос поколений «Кто виноват и что делать?» так и остается неразрешенным.

В своем понимании детей обратимся к словам  Анатолия Некрасова, который сказал очень важную вещь:  каждый из нас  может дать своему ребенку только то, что имеет сам.   Размышления по этому поводу подводят нас к вопросу о том,  что я могу дать своему ребенку? Какой бесценный опыт будет полезен и пригодится ему в жизни? И вот теперь мы начинаем понимать свою родительскую ответственность  за свои действия, поступки, их значимость и роль в формировании опыта и жизненной позиции ребенка.

Мы часто произносим фразы: Он  меня не слушается,  я  не знаю что с ним делать, он все равно сделает все по своему, иногда у меня не хватает сил, попробуйте ему скажите и т.п., расписываясь в собственной беспомощности и снимая с себя ответственность за результаты СВОЕГО воспитания. И таких фраз становится все больше. Все чаще сложности в понимании своего ребенка становятся предметом рассмотрения Комиссии по делам несовершеннолетних,  Советов профилактики и просто разговоров «по душам» с коллегами, педагогами, специалистами социально-психологических служб.

И это приводит нас к выводу, что существуют проблемы между детьми и родителями, которые мешают эффективному процессу воспитания, обучения, полноценного развития, становлению ребенка как личности.

Наверняка, обозначив этот круг точных и ясных проблем, мы сможем больше понять, почему дети злятся на самых дорогих для них людей, что их волнует настолько, что они готовы привлекать внимание взрослых через порезы рук, кражи, драки, уходы из дома? Что они хотят сказать нам? В чем они нуждаются больше всего?

Чтобы получить ответы на эти вопросы мы провели качественную оценку детских обращений на консультацию и в службу «телефона доверия» ЦПСД. И вот что получилось.

Во-первых, увеличение количества обращений на «Телефон доверия» и  на консультацию, в том числе среди детского населения, уже говорит о том, что количество вопросов, которые дети самостоятельно не могут разрешить  стало значительно больше. Ведь не каждый ребенок вообще осмелится задать достаточно откровенный вопрос постороннему взрослому. Еще одна проблема, которая вскрывается из этой статистики – почему дети не задают вопросы своим родителям? У взрослых действительно нет времени на совместную деятельность со своими детьми или дети не могут доверить самые важные и волнующие события в своей жизни – своим близким?

Результаты консультаций показывают: и то и другое имеет место. В нашем торопящимся и вечно бегущем мире, полном противоречий практически не осталось места добрым, трогательным чувствам, разнообразным интересам, совместным походам и прогулкам, не преследующем выгоды отношениям… Мы часто откупаемся от этого компьютерными играми и гаджетами, бесконтрольными прогулками и деньгами, получая вознаграждение за свой отдых, возможность побыть наедине, заняться собой.

         Что ищут дети в этом случае?  Тех, кто выслушает и поможет принять решение в сложившейся ситуации, тех, кому можно довериться без опасности наказания или упрека. Они ищут тех мам и пап, которых потеряли как любящих родителей. Они ищут чувств- живых, а не спрятанных за усталостью и раздражением.

Для более четкого понимания мы выделили несколько групп обращений и выяснили, что  людей все больше интересует разрешение личных проблем, чем проблем во взаимоотношениях между детьми и родителями, детьми в различных социальных группах.  Это говорит о том, что взаимоотношения перестали быть важными и ценными для нас, а ведь формирование личностных качеств, характера, убеждений, обретение опыта происходит только в отношениях в семье, в школе, на улице…Посмотрите во двор в дни каникул. Скольких играющих детей вы увидите на улице? А скольких вы увидите сидящих за компьютером, телефоном, планшетом? Их гораздо больше!

И, именно поэтому, я не умею строить отношения, применять волю, договариваться, убеждать, доносить важное, предъявлять себя…Я иду по легкой дорожке манипулирования, устрашения, претензий и даже мести – той, которой меня научили взрослые, когда общались со мной и с другими. Такие тенденции ведут к увеличению суицидов, преступности, аддикций в виде курения, алкоголизма, игромании и т.д.

Этим они говорят нам: родители нам вас не хватает! Мы забыли когда проводили время вместе, когда вам было интересно то, что интересно нам…

Среди личных проблем дети указывают большое количество страхов, неуправляемой агрессии, в том числе аутоагрессии, заниженной самооценки, неразрешенных конфликтов, любовных переживаний, отказа от пищи. С одной стороны это может снова сказать нам  о сложившейся дистанции между детьми и другими значимыми лицами, с другой наоборот словно кричат: нам невыносимо от вашей безграничной контролирующей любви, которая не дает двигаться и развиваться дальше. Дайте нам возможность быть самостоятельными и допустить свои ошибки! Дайте нам право жить!

И вот, вырвавшиеся на свободу они вдруг становятся неуправляемыми, несговорчивыми, неконтролируемыми.

Проводя работу с детьми с разными обращениями – мы выявляем, что каждому из них не хватает ощущения себя нужным и важным, любимым и ценным, принятым и понятым. Работая со специалистами они учатся смотреть на мир по-другому, однако условия, которые чаще всего остаются неизменными – легко возвращают их к прежним убеждениям.

В ходе наших консультаций и бесед мальчики все больше беспокоятся о благополучии в детско-родительских отношениях и личных проблемах. Девочки предпочитают разбираться в проблемах самооценки, любовных и дружеских отношениях. Это все также подтверждает существующую истину о том, что мальчики хотят быть мужчинами и заботиться о других, девочки создают гармоничный мир внутри себя и проецируют его во внешний. Все просто и закономерно. Нам только нужно учитывать эти закономерности.

Мы запрещаем им быть тем, кем им суждено быть или даем им возможность прислушиваться к своей природной сути. Мы создаем ограничения для их развития или дарим им возможность приобрести бесценный опыт проб и ошибок – все зависит от нас. Мы взрослые- мы главные. Мы даем, а они получают.

Важно соблюсти баланс  между свободой и ограничениями, самостоятельностью и ответственностью,  доверием и контролем, правом и обязанностью, материальностью и духовностью, природой и жизнью. Сбалансированность разных сторон воспитания это прежде всего огромный процесс работы над собой, высокой степени личной родительской осознанности, согласованности, последовательности и желание работать с поднятыми вопросами, потому что дети- это зеркало нашего отношения к ним.

В завершении хочу сказать, что есть много подходов в решении разных проблем, много мнений и инструментов, которые оспариваются, совершенствуются и рекомендуются к применению. Однако, с моей точки зрения секрет разрешения проблем достаточно прост и он состоит из 3 базовых принципов, которыми я хочу с вами поделиться:

ПРИНЯТИЕ – прежде чем дать свободу, самостоятельность и передать ответственность – примите ребенка таким, какой он есть и научите всему, что вы умеете в совместной деятельности!

ПОНИМАНИЕ – каждый видит мир по-разному, и у ребенка есть право думать, чувствовать и действовать иначе, чем вы! Ребенок – это отдельная личность и часто очень отличающаяся от вас! Дайте ему возможность получать свой опыт и проанализируйте его вместе!

БЕЗОПАСНОСТЬ – дом, семья - это всегда место, где ты чувствуешь себя безопасно. Создайте ему это место. Пусть он в любой ситуации, а не тогда, когда вам это удобно,  ЗАХОЧЕТ прийти к вам!

Желаю, чтобы вам хватило любви для реализации каждого из выше перечисленных секретов. И помните: не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя! (английская пословица)

Просмотров: 341 | Добавил: lenok | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Мини-чат
300

Поиск

Календарь
«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz