Пятница
03.05.2024
22:17
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ӨСКЕМЕН ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ
"ОТБАСЫН ЖӘНЕ БАЛАЛЫҚТЫ ҚОЛДАУ ОРТАЛЫҒЫ” КМҚК
КГКП «ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА»
АКИМАТА ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [49]
10 заповедей родительства [0]
10 заповедей родительства

Прогноз погоды

Главная » Файлы » Мои файлы

ОЧЕНЬ НУЖНЫЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ
27.11.2015, 05:28

Рекомендации для проведения беседы с детьми жертвами насилия

Проведение беседы – это наиболее сложный и ответственный этап работы с ребенком, пострадавшим от внутрисемейного насилия. На этом этапе целесообразно выделить следующие стадии:

  1. Установление контакта специалиста с ребенком.

Несомненно, для того, чтобы добиться доверия ребенка, необходимо длительное время. Поэтому на этапе установления контакта необходимо начинать беседу с безопасных тем, например, с рассказа о себе и своей роли или любимых героев книг или телепередач ребенка.

  1. Оценка развития ребенка.

Сложность задаваемых ребенку вопросов, используемые взрослым слова должны соответствовать интеллектуальному уровню ребенка и его жизненному опыту. Индивидуальные психологические особенности определяются через анализ соответствия возрасту, развития памяти, запаса знаний, способность понимать происходящие события, уровня психологической зрелости и т.д.

  1. Получение информации.

Общим принципом интервьюирования детей-жертв насилия, является получение полного объема сведений в процессе спонтанного рассказа ребенка. Если удается вызвать ребенка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о случившемся, используя уже имеющуюся информацию. Беседа начинается с открытых общих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (о характере насилия, времени и обстоятельствах, о человеке, совершившем насилие и т.д.). Важное значение имеют стимулирующие вопросы, направленные на уточнение и дополнение рассказа. Вопросы с несколькими заданными вариантами ответа, прямые и наводящие вопросы необходимо задавать, если все  остальные возможности получения сведений от ребенка не дают эффекта.

  1. Завершение беседы.

В конце беседы необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодотворна была беседа. Если ребенок взволнован, то необходимо его успокоить, оказать психологическую поддержку, укрепив уверенность в его защищенности. При анализе полученной информации необходимо учитывать возможность искажения информации, поэтому очень важно учитывать информацию, полученную из разных источников. Как правило, дети из-за отсутствия у них навыка рассказа о сложных событиях, сообщают мало сведений о насилии, жертвой которого они стали. Это обстоятельство делает неизбежным получение дополнительной информации, которую необходимо получить с максимальной объективностью.

  1. Анализ полученных сведений.

Основными принципами проведения анализа являются объективность, профессионализм, опора на факты. Кроме того, следует проанализировать возможные искажающие влияния (искажения в показаниях ребенка) и оценить их интенсивность. В качестве обстоятельств, подтверждающих достоверность показаний ребенка, могут выступать данные, полученные при медицинском осмотре ребенка, наличие вещественных доказательств, особенности поведения ребенка во время беседы и т.д.

Общими правилами социально-психологической поддержки ребенка, пострадавшего от внутрисемейного насилия, могут быть следующие:

  • Во время беседы уделять внимание, прежде всего, самому ребенку, анализу его эмоционального самочувствия и психологического состояния;
  • Устанавливать максимально возможные доверительные, поддерживающие отношения между консультантом и ребенком;
  • Создавать условия для адекватного оценивания специалистом личностного потенциала пострадавшего от насилия ребенка;   
  • Использовать многовариантность беседы для создания психологически комфортных условий;
  • Обеспечивать защиту ребенка и создавать условия для восстановления его личностного статуса, в том числе и в глазах близких ему людей.

Если возможно, в первую очередь необходимо провести беседу с родителями или другими членами семьи, что позволяет не задавать ребенку вопросов, на которые уже ответили родители.

Беседа с близким человеком жертвы насилия должна проводиться на эмоционально положительном и психологически благожелательном настрое, так как вмешательство специалиста в семейную ситуацию обычно вызывает чувство недоверия, отвержения, шок или агрессию. Чувство вины и самообвинения также типичные реакции, особенно в ситуациях, в которых родитель подозревал или знал, что злоупотребление происходило, однако не противодействовал этому. В связи с этим специалист должен помочь в прояснении эмоций и распознании определенных внутрисемейных причин, вызывающих те или иные эмоциональные реакции. Чрезвычайно важно не проектировать чувство тревоги на родителя, в противном случае контакт может нарушиться, что не позволит получить достоверную информацию.

 

 

Схема наблюдения за поведением ребенка,
пострадавшего от насилия

ФИО ребенка_______________________________________________________________

Заполнил: родитель, психолог, педагог ______________________________________________

Дата заполнения _________________________________________________________________

            Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне.

 

Характер нарушений поведения

В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения

Агрессивность

  • ломает игрушки или постройки; ребенок ссорится со сверстниками

Негативизм

  • делает все наоборот; отказывается даже от интересной игры; говорит часто слова «не хочу или не буду» и т.п.

Демонстративность

  • отвлекается на занятиях, утрирует движения взрослых и сверстников, стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая все наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т.п.

Эмоциональная
отгороженность

  • с трудом включается в коллективную игру; избегает смотреть в лицо собеседнику; когда все дети вместе, стремится уединиться; занят своим делом и не замечает окружающих

«Псевдоглухота»

  • не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования

Вспыльчивость

  • бросает игрушки, может нагрубить взрослым, обидеть сверстников

Обидчивость
(эмоциональная неустойчивость)

  • болезненно реагирует на замечания; обижается при проигрыше в игре; недовольное выражение лица

Конфликтность

  • сам провоцирует конфликт; не учитывает желаний и интересов сверстников в совместной деятельности и т.п.

Нерешительность

  • отказывается от ведущих ролей в играх; избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ

«Дурашливость»

  • реагирует смехом на замечания взрослого; дурачится; передразнивает; похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка

Страхи

  • страх пылесоса; страх собаки; страх новых людей в новой ситуации; страх остаться одному; страх темноты; страх от порывов ветра и т.д.

Тревога

  • блуждающий, отстраненный взгляд; ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, неожиданно вздрагивает, проявляет немотивированную боязливость, осторожность; спит вместе с родителями.

Скованность

  • двигательноскован, неловок в новой ситуации;

Заторможенность

  • не знает чем заняться; бездеятельно смотрит по сторонам; говорит слишком тихо; темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает и т.д.

Эгоцентричность

  • считает что все игрушки, все конфеты для него; стремится навязать свою игру детям;

Избегает умственных усилий

  • не смотрит мультики; быстро устает от доступного по возрасту умственного знания.

Дефицит внимания

  • смотрит по сторонам на занятии; приходиться повторять задание по несколько раз; переспрашивает условия выполнения задания.

Двигательная расторможенность (гиперактивность)

  • поспешно планируем собственные действия; встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят; темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры; действует раньше условленного сигнала и пр.

Речевая расторможенность

  • говорит слишком громко, темп речи убыстрен; переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого и пр.

Непонимание сложных словесных инструкций

  • путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого;

Непонимание простых словесных инструкций

  • ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснения задания

Сниженная работоспособность (умственная)

  • быстро устает от задания требующего умственной активности и т.п.

Пониженная работоспособность (физическая)

  • быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки, снижает работоспособность в начале занятия; необходимо варьирование сложности задания, не требующего умственных усилий и т.д.

Опросники, которые можно использовать в диагностических целях с детьми, подвергшимися насилию

Опросник № 1 (для ребенка)

1.Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:

а) кричат на тебя;

б) пытаются уговорить, убедить;

в) обижаются и ждут твоей реакции;

г) дают подзатыльник;

д) не обращают на тебя внимания;

е) пугают избиением, ремнем;

ж) могут ударить, избить;

з) пытаются объяснить, что ты не прав;

и) другое ________________________________________________

2.Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию («разрядиться») на тебе?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

д) другое ________________________________________________

3.Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:

а) стремление тебя воспитать;

б) «разрядка» их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения);

в) ссора родителей;

г) когда ты чего-то просишь, требуешь;

д) когда огорчаешь родителей;

е) желание убедить тебя в своей точке зрения;

ж) не можешь объяснить;

з) другое ________________________________________________

4. Как часто появляется у родителей желание (выбери) или же, наоборот:

похвалить тебя

обнять

поцеловать

часто

часто

часто

редко

редко

редко

никогда

никогда

никогда

избить тебя

выгнать из дома

запереть в темной комнате

часто

часто

часто

редко

редко

редко

никогда

никогда

никогда

 

5. При тяжелых провинностях, какой вид наказания выбирает        мать:_______________________________ отец: ____________________________________

Сколько тебе лет ________ Сколько лет твоим маме __________ папе ________________

Сколько детей в семье ___________ (укажи их возраст) ____________________________

Опиши ситуацию праздника, радости в доме:

______________________________________________________________________________________

 

 

Опросник № 2 (для родителей)

1. Когда ребенок вас не слушается, вы обычно:

а) кричите на него

б) разговариваете, уговариваете

в) не реагируете на его оправдания, молчите

г) можете избить

д) даете подзатыльник

е) пытаетесь объяснить, что он не прав

ж) другое (что именно) ___________________________________________

2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете разрядиться на своем ребенке?

а) да, часто

б) иногда

в) трудно сказать

г) никогда

д) другое (что именно) ___________________________________________

3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребенка:

а) стремление воспитать

б) «разрядка» стрессовой ситуации, не зависящей от ребенка

в) ссора с супругой (супругом)

г) когда он чего-то требует, просит

д) когда огорчает

е) избиение ради избиения

ж) желание убедить его в своей точке зрения

з) не могу объяснить

и) другое (что именно) ___________________________________________

4.Появлялось ли иногда у вас желание (выберите)

избить ребенка

выгнать его из дома

запереть в темной комнате

да

да

да

нет

нет

нет

иногда

иногда

иногда

5. Какой вид наказания вы выбираете при тяжелых провинностях ребенка?

________________________________________________________________________________

6. Укажите, пожалуйста:

Сколько вам лет  ______________

Сколько детей в семье __________________

Укажите их возраст ______________________________________________________________

7.Когда вы сами были ребенком и не слушались родителей, они чаще:

а) кричали

б) пытались убедить, уговорить

в) молчали

г)использовали подзатыльники

д) били

е) пугали избиением

ж) другое (что именно) ___________________________________________

8. опишите ситуацию радости, праздника в доме: _____________________________________

Подборка упражнений, которые возможно провести с детьми, подвергшимися насилию

Упражнение «Волшебные зеркала»

Цель: формирование положительной Я - концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

Время: 40 м.

Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Процедура: Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.

Вопросы:

  1. Какой человек выглядит симпатичнее?
  2. На кого ты сейчас похож?
  3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
  4. На кого ты хотел бы быть похож?
  5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?

 

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Время: 40 м.

Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Процедура: Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Вопросы:

  1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
  2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
  3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
  4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
  5. Изменилось ли твоё отношение к даному страху теперь?

 

Упражнение «Защитный амулет» (разработка составителей)

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Время: 40 м.

Материалы: бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.

Процедура: Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.

Вопросы:

  1. Представьте свой амулет другим.
  2. Как действует ваш амулет?
  3. Какими свойствами он обладает?
  4. Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?
  5. Почему были выбраны именно эти материалы

 

Категория: Мои файлы | Добавил: lenok
Просмотров: 1463 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Мини-чат
300

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz